Маркетинговый план для музыкантов

Автор: Кристофер Кнаб
Перевод: Лекса Мьюзик
Опубликовано: 17-23 октября 2008 г.
Перевод и публикация этой статьи произведены с письменного разрешения автора. Любое полное или частичное копирование запрещено. Вы можете связаться с автором, чтобы получить разрешение на перевод и публикацию этой статьи: Chris@Knab.com

Каковы ваши цели?

Если вы поищете слово "цель" в толковом словаре, то вы, вероятно, найдете примерно такое определение: "предмет стремления, то, что желательно осуществить". Итак, автор хочет, чтобы вы прямо сейчас сели и написали на бумаге ответ на этот вопрос:

"В своей жизни я мог бы заняться многими вещами. Но почему же я захотел узнать, как написать план музыкального маркетинга?". Или, еще лучше, ответьте на этот вопрос - "Почему я хочу открыть свой рекорд-лейбл и управлять им?".

Автор просит вас ответить на этот вопрос, потому что единственный, кто должен разбираться в музыкальном маркетинге - это рекорд-лейблы. Именно они должны заниматься этой кошмарной вещью - планированием музыкального маркетинга. И если вы - всего лишь независимый музыкант, записавший свой компакт-диск, но хотите его продать, то (готовы ли вы признать это...) вы начинаете работать так, как если бы вы открыли свой рекорд-лейбл, а рекорд-лейблы должны написать план своих действий по музыкальному маркетингу, если хотят получить хоть какие-то шансы продать записи, которые они сделали!

Есть несколько причин, по которым план музыкального маркетинга обязательно нужно записать на бумаге. Во-первых, план должен быть написан так, чтобы вы смогли сразу увидеть, что именно вам нужно сделать, чтобы публика услышала вашу музыку, и в конечном счете, купила ее. Во-вторых, план музыкального маркетинга пишется для того, чтобы показать инвесторам, что у вас есть ясные представления о музыкальном рынке и о том, что нужно сделать для достижения коммерческого успеха. Также важно помнить, что ваш план музыкального маркетинга не увидят слушатели и покупатели. Однако ваши поклонники и клиенты услышат и купят ваши песни только в результате написания и успешного применения этого плана.

Итак, что вам нужно сделать, прежде чем вы начнете писать ваш план музыкального маркетинга? Прежде всего, испытайте свою способность к ведению бизнеса. Затем выясните, к чему приведет маркетинг в музыкальном бизнесе... и:

Подумайте еще о нескольких вещах, прежде чем начнете писать свой маркетинговый план

Каково ваше финансовое положение? Внимательно оцените свою ситуацию с деньгами. Если вы или ваши партнеры, с которыми вы сотрудничаете, когда-либо занимались бизнесом, содержали фирму, то насколько хорошо обстояли дела в этой фирме? Убедитесь, что вы способны открыть свой рекорд-лейбл и управлять им. Оцените свою прибыль в прошлом, стартовые бюджеты, оборудование, которое вы покупали, оперативные сметы, которые вы составляли, и честно проанализируйте, насколько вы и ваши партнеры обладаете бизнес-мышлением.

Теперь, пожалуйста, ответьте на эти вопросы:

Если, прочитав всё это, вы еще не передумали заниматься музыкой как бизнесом, и собираетесь открыть свой рекорд-лейбл и управлять им, то теперь - самое время начать учиться написанию профессионального маркетингового плана для музыкантов, основанного на Четырех Фронтах музыкального маркетинга, которым и посвящена книга "Музыка - это ваш бизнес; Стратегия успеха музыканта на Четырех Фронтах".

Четыре Фронта музыкального маркетинга

Прежде, чем мы погрузимся во все детали написания плана музыкального маркетинга, давайте ознакомимся с кратким курсом, разъясняющим понятие "Четырех фронтов музыкального маркетинга" - что это за "фронты", и как они взаимодействуют между собой.

Первый Фронт - это Развитие артиста и продукта, и это единственный фронт, который подразделяется на две части - Развитие артиста, сконцентрированное на подготовке вашей карьеры и Развитие продукта - отвечающее за создание и продажу вашей музыки.

Затем идут:

Второй Фронт: Промоушн (получение радиоэфиров для вашей музыки);

Третий Фронт: Паблисити (генерация шума в СМИ);

Четвертый Фронт: Перфоманс (Поиск вашей аудитории).

(Последние три Фронта называются Демонстрационными Фронтами. Это означает, что добиться того, чтобы люди:

Если все три Фронта хорошо скоординированы, то вся деятельность, в конечном счете, возвращается к Развитию продукта, которое занимается привлечением ваших слушателей к покупке или скачиванию музыки).

Помните, что все составляющие музыкального бизнеса ВЗАИМОЗАВИСЯТ друг от друга... то есть они заботятся друг о друге и необходимы друг другу, чтобы план музыкального маркетинга был успешно реализован.

Первая часть маркетингового плана:
Опишите свою "Рыночную ситуацию"

В этой части своего плана, основанного на Четырех Фронтах музыкального маркетинга, вы должны ясно описать состояние музыкальной индустрии на настоящий момент. Кратко опишите состояние музыкального бизнеса, основываясь на своем видении и на результатах проведенного вами маркетингового исследования.

Раздел вашего маркетингового плана, посвященный оценке рыночной ситуации, мог бы выглядеть примерно так, если бы вы собирались открыть рекорд-лейбл:

Caustic Records - независимый рекорд-лейбл, открытый в конце 2007 года. Мы специализируемся на релизах Северо-Западных артистов, которые сочиняют и исполняют свою собственную музыку. Этот сегмент музыкальной индустрии составляет 15% от общего музыкального рынка за последние 10 лет. По нашим оценкам, на территории одних только США существует более трех миллионов человек, которые любят творчество независимых авторов-исполнителей и приобретают множество компакт-дисков и цифровых релизов таких музыкантов (согласно годовому отчету Neilsen/Soundscan по музыкальным продажам), а доход от легальных продаж компакт-дисков, mp3-файлов и нот авторско-исполнительского музыкального жанра приближается к миллиарду долларов.

Мы надеемся за 3 года построить компанию, которая будет приносить около 200000 $ с ежегодных продаж уже к концу третьего года нашей работы. Мы будем пользоваться услугами независимых дистрибьюторов и музыкальных магазинов для доставки нашей музыки потребителям, и в то же время, мы будем использовать в своих интересах такие стремительно растущие музыкальные агрегаторы, как iTunes и CD Baby для доставки музыки нашим потенциальным клиентам - людям в возрасте от двадцати пяти до тридцати пяти лет, обоих полов, разных национальностей, со средним уровнем дохода, регулярно ищущим этот стиль музыки.

Мы будем изучать разнообразные возможности радиотрансляций и направлять наши усилия на постановку треков наших музыкантов в эфир некоммерческих радиостанций колледжей и общественных станций, Интернет-радиостанций, а также спутниковых броадкастеров XM и Sirius.

Кроме того, мы будем искать и устанавливать контакты с работниками альтернативной онлайн и офлайн прессы, а также организовывать выступления наших артистов на альтернативных концертных площадках в рамках спланированных концертных туров.

Наши конкуренты - сотни других инди-лейблов, выпускающих музыку в том же жанре, что и мы. Однако мы уверены, что сконцентрировавшись на авторах-исполнителях Северо-Западного побережья Тихого океана, мы завоюем репутацию звукозаписывающей компании, которая выпускает лучших артистов в этом жанре, и сделаем американский Северо-Запад основным поставщиком музыкальной продукции в этом жанре. Начиная с 1970-х годов, артисты, исполняющие свои собственные песни, были наиболее востребованы на музыкальном рынке, их музыка являлась основным продуктом музыкальной индустрии. Поскольку сочинительско-исполнительская музыка успешно продавалась в течение последних тридцати лет, мы уверены, что в дальнейшем продажи этой музыки продолжат свой рост.

Это пример того, как может выглядеть описание рыночной ситуации, согласно схеме Четырех Фронтов музыкального маркетинга. Поскольку это всего лишь пример, вы должны самостоятельно описать свою рыночную ситуацию со всеми её специфическими особенностями. Такова цель данного упражнения. Например, сколько информации по конкурентам у вас есть на настоящий момент, и какой информацией вы располагаете сейчас по демографии своих целевых потребителей?

"Оценка рыночной ситуации", как часть вашего маркетингового плана, дает вам возможность собрать всю информацию по этой теме в одном месте, закрепить ваши идеи и определить действия, которые вам потребуется предпринять позже в планировании музыкального маркетинга.

Теперь детально рассмотрите первый релиз вашего лейбла, объясните, в чем будет заключаться преимущество этого релиза по сравнению с релизами конкурентов, и опишите хотя бы одну доступную для вас маркетинговую возможность, которую еще не использовали ни вы, ни ваши конкуренты.

(Только после того, как вы напишете план своего музыкального маркетинга, вы сможете реально оценить, насколько точно вы исследовали разные области своего рынка и своих конкурентов).

Какие возможности и трудности возникнут на вашем пути?

В этом разделе своего маркетингового плана вы подробно расписываете содержимое раздела "Рыночная ситуация". Данный раздел должен быть сосредоточен на положительных и отрицательных особенностях современного рынка:

Существует много возможностей получить информацию о тенденциях на вашем музыкальном рынке. Вы можете подписаться на все крупнейшие музыкальные журналы, выпускающиеся на территории вашего рынка. Также вы можете подписаться на множество бесплатных Интернет-рассылок о шоу-бизнесе (для этого можете воспользоваться сервисами Рассылки@mail.ru и Subscribe.ru - прим. Лекса Мьюзик) или задать интересующие вас вопросы профессионалам музыкальной индустрии, которые работают на вашей целевой территории. Кроме того, можно воспользоваться бесплатной службой Google Alerts, подписавшись на интересующие вас тематики из области музыкального бизнеса.

Вот пример того, как можно составить "Перечень трудностей и возможностей" в письменной форме:

Трудности:

Наша компания столкнется со следующими трудностями в наступающем году:

1. Нам необходимы новые компьютеры, последних версий, чтобы мы смогли работать с теми же программами, которые используются в настоящее время другими инди-лейблами. Кроме того, нам необходимо приобрести новейшие версии программ по бухучету и налогообложению. Чтобы сделать это, потребуется много денег. Нам придется работать на устаревших компьютерах в течение ближайших 10 месяцев, при том, что качество обслуживания нашего проекта из-за этого может значительно уступать некоторым конкурентам.

2. На нашей территории действуют два других независимых рекорд-лейбла, выпускающих диски с авторско-исполнительской музыкой. Однако в настоящее время они не подписывают новых музыкантов. Но несмотря на это, мы должны пристально следить за деятельностью этих двух лейблов, на случай, если они начнут подписывать артистов, похожих на наших.

3. В нашем лейбле на данный момент работают два человека, и мы понимаем, что нам придется пользоваться помощью добровольцев из "стрит-тимов", чтобы наша компания развивалась. Также, к третьему году работы в музыкальном бизнесе, мы должны быть способны нанять на полную занятость, по крайней мере, одного специалиста по паблисити и на неполную занятость - одного торгового представителя, чтобы обеспечить развитие нашей компании.

4. Плата за аренду и обслуживание офисного помещения постоянно растет, и нам придется искать место под офис по приемлемым ценам. Мы должны как можно быстрее вылезти из нашего домашнего офиса, поскольку офис на квартире может негативно отразиться на имидже нашего лейбла в среде музыкального шоу-бизнеса.

Возможности:

1. Мы ведем переговоры с Dell Computers о пожертвовании нашему лейблу двух персональных компьютеров, и похоже, нам удастся получить их положительный ответ, потому что мы общались с представителем Dell и приобрели у них программу для "поддержки начинающих бизнес-проектов".

2. Местный клуб (в Сиэтле) предложил нам свою сцену для проведения мероприятия "Вечер новых талантов Caustic Records" по понедельникам. Это не только предоставляет нам отличный шанс представить публике своих свежеподписанных артистов, но и дает возможность демонстрации своей музыки любым начинающим авторам-исполнителям, претендующим на сотрудничество с нашим лейблом.

3. Мы собираемся сотрудничать с факультетом Аудиопродукции Института Искусств Сиэтла. Их студентам нужно где-то проходить производственную практику, и в качестве этой практики они могут помогать нам, выполняя некоторую офисную работу. Это хотя бы периодически будет компенсировать нехватку служащих, актуальную для нашего лейбла. Эти молодые специалисты помогут нам в областях промоушна, паблисити и в распространении нашей музыкальной продукции по розничным магазинам - как в Интернете, так и в офлайне.

4. В южной части Сиэтла строятся новые здания с чердаками "для художников". Владельцы этих зданий планируют сдавать эти чердаки в аренду новым фирмам с ограниченным бюджетом.

Каковы ваши маркетинговые цели?

В этом разделе вашего плана, основанного на Четырех Фронтах музыкального маркетинга вы описываете будущее своего бизнеса: каких целей вы должны достичь, работая по своему плану музыкального маркетинга? Каждая цель музыкального маркетинга обязательно должна быть представлена в двух видах - словами (формулировка цели) и цифрами (расчеты, на которых основано проектирование вашей бизнес-деятельности).

Если вы говорите, что ваша цель - стать известным на местном рынке авторско-исполнительской музыки, то этого недостаточно. Если вы скажете, что хотите получить 5 процентов местного рынка авторско-исполнительской музыки в течение 2-х следующих лет, то это уже будет более реалистичная цель, ОБОСНОВАННАЯ точными цифрами.

Стратегические объекты музыкального маркетинга

Как видите, написать реалистичный план музыкального маркетинга - не самая легкая задача, особенно, если вы новичок в этом деле. Кроме списка целей, придется составить список стратегических объектов вашего маркетинга, и эти объекты также должны быть реалистичными. Как это сделать?

Проанализируйте своё прошлое, вспомните, почему вы решили заняться музыкальным бизнесом, как вы пришли к идее создания нового лейбла. Возможно, вы помогали какой-то группе с их первым релизом. Посмотрите данные о продажах того проекта. Не обращайте внимание, если результаты продаж были не очень внушительными.

Смысл в том, чтобы выяснить, чем именно вас привлек музыкальный бизнес и что поддерживало ваш интерес к этой индустрии в течение долгого времени. Анализируя свое прошлое, вы должны убедиться, что музыкальный бизнес - ваше истинное призвание. Историю о том, как вы пришли к созданию своего лейбла, нужно также записать на бумаге. Вспомните позитивные моменты, которые имели место тогда, когда вы, к примеру, помогали другой группе. Упоминание таких моментов нужно для того, чтобы определить, какие стратегические объекты вы реально способны поразить, работая теперь уже над своим собственным проектом. Для начала, выбирайте скромные стратегические объекты, не поддавайтесь фантазиям о слишком быстром финансовом взлёте и стремительном успехе.

Ограничьте количество маркетинговых объектов, которые вы намерены поразить в течение года. Помните, что ваши стратегические объекты должны оставаться реалистичными и правдоподобными.

Вот несколько типичных, стандартных стратегических объектов в музыкальном маркетинге

1) Опишите свой новый релиз - не только CD, но также и остальные форматы, в которых будет представлена ваша музыка, а также перечислите мерчандайз - сопутствующие релизу товары, которые нужно будет сделать (футболки, значки и т.д. с вашей символикой - прим. Лекса Мьюзик).

2) Перечислите регионы и области, в которых вы собираетесь распространять свой музыкальный продукт.

3) Напишите, в каких территориальных масштабах вы будете продвигать свою музыку. То есть, на территории вашего города, вашей страны и/или это будет международный рынок. (Учтите, что если вы планируете использовать Интернет со всеми его возможностями для музыкального бизнеса, то это означает, что вы в любом случае должны учитывать особенности международного рынка. У вас появляется потенциал международной известности с того момента, как вы запускаете свой сайт).

4) Опишите свой стартовый рынок и сформулируйте несколько финансовых целей, которых вы могли бы достичь в своем собственном городе. (Все ваши цифры при этих расчетах поначалу должны быть меньше продаж любых широкоизвестных артистов).

5) Упомяните, пока без уточнения деталей, все свои уникальные идеи на тему того, как вы могли бы продать музыку своих артистов - например, объединение нескольких релизов и продажа их дешевле стоимости одного компакт-диска.

6) Опишите способы, которыми ваш лейбл и ваши музыканты будут регулярно общаться со своими поклонниками. Например, с помощью блогов, подкастов и т.д.

7) Напишите, как вы понимаете "Теорию длинного хвоста". Если вы не знакомы с ней, то посетите www.thelongtail.com (англ.) и узнайте, как эта теория работает, и затем напишите о том, как вы планируете продавать и выкладывать для скачивания свою музыку дешевле, чем предлагают другие инди-лейблы. Объясните, почему вы хотите сделать это, и как эта теория, в конечном счете, обеспечит процветание и развитие вашего лейбла и ваших артистов.

8) Напишите, как вы планируете работать с музыкальными дистрибьюторами и розничными магазинами, а также о том, как вы будете сотрудничать с онлайн-агрегаторами, такими, как www.tunecore.com, www.cdbaby.com, www.amazon.com, www.ozon.ru и т.д.

9) Опишите в общих чертах, как вы планируете продвигать свою музыку на радио - коммерческие и некоммерческие радиовещательные станции, а также спутниковые и Интернет-радиостанции, и радиостанции новейшего типа бродкастингового вещания - HD-радио (Hybrid Digital Radio).

10) Опишите планы своих действий по паблисити, благодаря которым в прессе (традиционные газеты и журналы и онлайн-издания) появятся обзоры компакт-дисков ваших артистов и статьи о них.

11) Напишите, как вы планируете организовывать выступления и концертные туры ваших артистов. Здесь нужно написать, на каких типах концертных площадок будут выступать ваши музыканты, в каких городах будут проходить концертные туры, а также что вы будете делать для организации продаж компакт-дисков в каждом городе и области, где будут проходить живые выступления ваших артистов.

Итак, в эту часть маркетингового плана нужно включить несколько четко определенных стратегических объектов:

Пример:

Стратегический объект: В качестве первого релиза, осенью 2008 года, мы выведем на рынок компакт-диск автора-исполнителя Сьюзен Вестерфилд под названием "Remember Me Now" с целью продаж её музыки по системе Четырех Фронтов музыкального маркетинга.

Стратегический объект: Продавать наш первый CD-релиз, постепенно, регион за регионом расширяя маркетинговую область в течение трёх месяцев подряд. Продажи дисков Сьюзен, наши усилия по радиопромоушну, стратегии паблисити и концертные туры - вся эта работа должна быть скоординирована так, чтобы поставленная финансовая цель была достигнута. Достигнув этой финансовой цели на одном рынке, мы сможем расширить продажи нашего первого релиза на территории страны.

Стратегический объект: Создать два сайта - один для нашего лейбла и другой - для Сьюзен Вестерфилд. Дизайн сайтов должен быть сделан профессиональным графическим художником, который понимает цели и задачи Caustic Records. В задачи художника также войдет создание фирменных стилей и логотипов лейбла и Сьюзен. Логотипы должны отражать стиль музыки, которую выпускает лейбл и особенности жанра, в котором работает Сьюзен. Вся графическая работа для таких маркетинговых инструментов, как бланки, конверты, визитки и т.д. должна быть сделана с учетом фирменного стиля лейбла или каждого подписанного нами музыканта.

Стратегический объект: Найти и нанять независимого радиопромоутера (специализирующегося на продвижении авторско-исполнительской музыки) - человека, способного продвинуть нашу музыку на все соответствующие нам по жанру радиовещательные станции, от коммерческих до общественных радиостанций, а также на спутниковые станции.

На память: продумайте и определите два или три стратегических объекта музыкального маркетинга, как в вышеприведенных примерах. Ваши объекты должны быть простыми, инновационными и достижимыми. При определении стратегических объектов всегда проверяйте своё финансовое состояние, чтобы убедиться, что у вас есть деньги на осуществление каждой запланированной операции. И конечно, убедитесь, что в своем маркетинговом планировании вы уделили должное внимание каждому из Четырех Фронтов. Помните, что все эти Фронты взаимозависимы, и успех вашего предприятия возможен лишь тогда, когда все Четыре Фронта гармонично взаимодействуют друг с другом.

Детали вашего плана музыкального маркетинга

В этой части музыкального маркетингового плана вы переходите к более подробному описанию деталей. Разъяснение и уточнение деталей - это тяжелая работа, но она необходима для поражения каждого намеченного стратегического объекта музыкального маркетинга.

Если вы хорошо выполнили предыдущую работу - сделали все финансовые расчеты и составили таблицу в Excel, записав туда ВСЕ возможные расходы и доходы, то вы без труда сможете доказать разумность своего предприятия любому, кто заинтересуется вашим проектом. Вы сможете реализовать свои идеи, если точно, реалистично и добросовестно сделаете "моделирование своего бизнеса".

Кстати, вы заметили, что многие слова и выражения, используемые в планировании музыкального маркетинга, напоминают терминологию, используемую военными при планировании сражений и боевых операций? В самом деле, у нас есть стратегические объекты, планы, цели, фронты и т.д. Всё верно, маркетологи используют военную терминологию, потому что конкуренция, особенно в начале, когда вы только открываете свой лейбл и начинаете выпускать музыку, действительно похожа на войну. Каждый год выходят десятки тысяч новых музыкальных релизов, и вам придется конкурировать с ними. Все другие лейблы, артисты, музыкальные группы - ВАШ ВРАГ, в некотором смысле. И ваша деятельность (готовы ли вы принять это) - это не игра и не развлечение. Музыкальный бизнес - это деньги и реальная конкуренция, и чтобы получить часть этих денег, вам придется атаковать своих конкурентов и победить их. Это значит, что вы будете бороться за место в радиоэфире, за место на полке в магазине с другими авторами-исполнителями, не давая им получить всё это.

Вы не позволите, чтобы о компакт-диске или концерте вашего конкурента написали обзор в Интернете или в печатных СМИ. Вы не позволите другому артисту выступить на хорошей концертной площадке, попасть на престижный фестиваль... Вы хотите забрать всё это себе! Таким образом, у вас нет другого выбора, кроме того, чтобы "окопаться", как настоящий воин, и РАБОТАТЬ так, как вы никогда не работали прежде, ради вашей цели.

ВОТ ЧТО ЗНАЧИТ НАПИСАТЬ ХОРОШИЙ, ЧЕСТНЫЙ, ОСНОВАННЫЙ НА ФАКТАХ ПЛАН МУЗЫКАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА!!!

Теперь ваша главная задача состоит в том, чтобы вспомнить каждую цель, каждый стратегический объект, и расписать шаги, которые вам нужно будет сделать для достижения этой цели или поражения намеченного стратегического объекта. В качестве примера, давайте возьмем самый первый стратегический объект, упомянутый нами ранее.

(Стратегический объект: В качестве первого релиза, осенью 2008 года, мы выведем на рынок компакт-диск автора-исполнителя Сьюзен Вестерфилд под названием "Remember Me Now").

Опишите в подробных деталях, как вы это сделаете.

1. Сейчас январь 2008 года, и осенью этого года мы собираемся выпустить наш первый диск. Нам нужно найти хорошего продюсера для Сьюзен. Для этого мы прослушаем несколько компакт-дисков авторов-исполнителей, записанных продюсерами Сиэтла или Северо-Западной области, свяжемся с ними и послушаем другие их работы. Мы будем делать это, пока не найдем подходящего продюсера для Сьюзен. (Под "подходящим продюсером" мы понимаем продюсера, который имеет опыт работы с артистами интересующего нас жанра и знает, какой саунд нужен, чтобы песню взяли на радио).

2. После того, как мы найдем подходящего продюсера для Сьюзен, мы спросим его, какие студии он считает наиболее подходящими для создания необходимого звучания, или в которых он предпочитает работать. Выбор студии будет определяться исходя из запланированных нами средств на запись.

3. Затем мы свяжемся со всеми студиями, которые нам порекомендует продюсер, возьмем их прайс-листы. Потом встретимся с продюсером и Сьюзен, чтобы выбрать студию, которая соответствует нашим финансовым возможностям и в которой будет всё необходимое для работы продюсера и Сьюзен.

4. После выбора студии и определения расходов, мы выберем день и время для начала записи.

5. Мы предполагаем, что потребуется, по крайней мере, 2 месяца, чтобы выполнить запись, сведение и предоставить записанный материал выбранному нами мастеринг-инженеру. Чтобы подобрать хорошего мастеринг-инженера, мы обратимся к нашему продюсеру и всем, кого мы знаем в городе.

6. Мы должны найти художника-оформителя, у которого есть опыт работы с лейблами и артистами, который сможет оформить наш компакт-диск и прочие промо-материалы в максимально короткий срок, чтобы мы смогли перейти к следующей стадии развития продукта.

7. Готовый диск должен быть в наших руках к концу апреля 2008 года. Это значит, что процесс оформления механических и прочих лицензий должен быть завершен как можно скорее.

8. Наконец, к нашему осеннему дедлайну (крайнему сроку), компакт-диск Сьюзен должен быть в музыкальных магазинах - в Интернете и в офлайне. Возможно, нам придется найти дистрибьютора, который поможет нам с распространением нашего CD. Если мы не сможем найти дистрибьютора (поскольку мы пока еще новый лейбл), у нас должно остаться время на разработку собственного плана распространения компакт-дисков до наступления даты релиза - 10 сентября 2008 года.

Хотелось бы надеяться, что теперь вы поняли, как нужно детализировать стратегические объекты и цели. Вышеприведенный пример - это пример ОЧЕНЬ подробного описания лишь одного, самого первого нашего стратегического объекта.

Описывайте свои цели и стратегические объекты согласно принципу Четырех Фронтов музыкального маркетинга - максимально подробно, не оставляйте "в уме" ни одной "мелочи".

Теперь ваша очередь. На данный момент у вас уже должно быть намечено несколько стратегических объектов. Если ваш первый объект расписан не так детально, как в приведенном выше примере, вернитесь, перепишите его и двигайтесь дальше, к следующему стратегическому объекту, снова составляя детальное описание объекта и всех действий, необходимых для его поражения.

Для каждой цели тоже пишите ПОДРОБНОЕ описание всех действий, необходимых для её достижения.

Ознакомьтесь со всеми разделами этой книги, чтобы составить сбалансированный план деятельности по Четырем Фронтам музыкального маркетинга. Учтите, в приведенном выше примере самого первого стратегического объекта описаны НЕ ВСЕ вещи, которые нужно сделать.

На память: Когда осознаёшь, что такое планирование музыкального маркетинга, непременно возникает желание завести отрывной календарь и установить крайние сроки для всех стратегических объектов и целей, чтобы, как говорится, увидеть, насколько быстро "летит время" и всегда всё успевать. Что ж, это очень правильное желание. Вспомните все свои цели и стратегические объекты и составьте расписание всех действий, которые нужно предпринять для осуществления вашего плана.

Кроме того, начав составлять расписание, вы сможете яснее представить и продумать всё, что нужно сделать, чтобы вывести вашу запись в продажу. Однажды написав свой первый план музыкального маркетинга, вы поймете, насколько это полезное занятие, и вам будет проще писать маркетинговые планы в дальнейшем - это станет вашей профессиональной привычкой. Написание хорошего, точного плана музыкального маркетинга поможет вам сосредоточиться на своей цели и день за днём работать в верном направлении.

Возможно, сейчас вы подумали: "А что, если мой план не сработает?" или "Что, если в процессе моей работы над музыкальным проектом, появятся возможности, которые я не учел в своем плане?". Не беспокойтесь об этом... плывите по течению! Один из самых больших плюсов работы в музыкальном бизнесе - возможность "импровизировать". Если перед вами открывается незапланированная возможность, о существовании которой вы не догадывались... просто воспользуйтесь этой возможностью, проработайте её по максимуму, и если вдруг что-то пойдет не так, как вам хочется, то вы всегда сможете вернуться... догадались, куда? К своему аккуратно написанному плану музыкального маркетинга, со всеми блестящими идеями, которые в нем содержатся. И ЭТО - еще одна серьезная причина написать этот план. У вас всегда будет, к чему вернуться!

А теперь вернемся на мгновение к теме создания расписаний и крайних сроков.

Есть один хороший критерий для составления расписания, в котором пишется, что и когда нужно сделать. Большинство успешных рекорд-лейблов отводят 12 недель на реализацию своего плана музыкального маркетинга. Отсчет начинается с того момента, когда мастер-диск отправляется на дупликатор. Далее подробно расписываются эти 12 недель - все действия, которые за этот период должен предпринять лейбл, чтобы его запись была в руках у розничных распространителей к намеченной дате "старта продаж".

Бюджет музыкального проекта:
Всегда помните, что сколько стоит

Когда Кристофер Кнаб и Бартли Ф. Дэй придумывали название своей книги "Музыка - это ваш бизнес: Стратегия успеха музыканта на Четырех Фронтах", они понимали, что как бы они ни назвали свою книгу, какую бы проблему они ни обозначили в заголовке, они должны были донести до вас один неоспоримый факт: профессионально заниматься музыкой в наше время - значит прежде всего понять, что достичь успеха в музыкальном бизнесе вы сможете, только если серьезно воспримете все аспекты бизнеса и права, которые не принимают независимые артисты.

Составляя план музыкального маркетинга, будьте максимально честны и точны при планировании расходов на управление своим лейблом и расходов на маркетинг своих музыкальных релизов. Не обманывайте себя в трудные моменты - когда цены на необходимые вам вещи растут, не пытайтесь сэкономить. Если вы сделаете это, то вам останется упрекать только самих себя, когда ваш проект развалится.

Взгляните в лицо финансовым фактам, с которыми сталкиваются все рекорд-лейблы. Что бы ни было вашей целью - открытие собственного бизнеса или продажа своих песен... основывайтесь на фактах.

Когда дело дойдет до создания вашего бюджета, вспомните этот совет. Большинство маркетинговых планов, которые приходилось видеть автору этой статьи за годы работы в музыкальном бизнесе, содержат раздел "приблизительный расчёт" расходов на реализацию маркетингового плана. Каким бы ни был ваш план - краткосрочным или написанным на несколько лет вперед, расходы на его реализацию нужно подсчитать обязательно.

Теперь давайте "приблизительно подсчитаем" бюджет - деньги, которые потребуются для работы обычного небольшого независимого рекорд-лейбла в течение одного года (здесь и далее финансовые суммы приводятся исключительно в качестве примера. Ваши реальные расходы и доходы могут отличаться - прим. Лекса Мьюзик).

Раздел вашего плана, посвященный бюджету, мог бы выглядеть примерно так:

Валовой объем продаж (количество продаж по сумме счетов-фактур до вычета скидок, возвратов реализованной продукции и прочих поправок) первого CD-релиза: $20 000
Расходы в течение первого года работы
Бюджет для ежегодных маркетинговых мер $3 000
Всевозможная реклама $2 000
Профессиональный веб-дизайн и стоимость хостинга $2 000
Разного рода работы, связанные с графическим дизайном $3 000
Продвижение сайта $500
Запись, сведение, мастеринг CD $6 000
Кампания по продвижению на радиостанции $2 000
Стоимость кампании по паблисити $2 000
Регистрация авторских прав и прав на распространение музыки $1 500
Консультации профессионалов музыкальной индустрии $1 500
Непредвиденные расходы.......... $1 200

Общие затраты в течение первого года работы: -24700 $

Да уж, этот пример может разочаровать вас, но он достаточно реалистичен, чтобы вы смогли понять, что вас ожидает в течение первого года работы над новым музыкальным проектом нового артиста, чья успешность еще не доказана. Это пример тех расходов, которые вам предстоят при условии, что вы не будете слишком сильно отклоняться от своего маркетингового плана.

Ассоциация Малого Бизнеса Соединенных Штатов Америки в течение нескольких десятилетий анализировала деятельность новых американских фирм, и пришла к выводу, что ЛЮБАЯ новая фирма с большой долей вероятности не сможет получить прибыль, как минимум, до конца третьего года с начала работы. Итак, наша главная мысль:

Музыкальный бизнес очень сильно отличается от любого другого малого бизнеса. В этой книге мы приложили все усилия, чтобы подготовить вас ко всем трудностям, с которыми приходится иметь дело каждому новому лейблу или артисту.

Правда в том, что большинству рекорд-лейблов не удаётся возместить деньги, вложенные ими в музыкантов, потому что музыкальный бизнес - это очень сложный и ненадежный бизнес, чреватый множеством неожиданных препятствий и подводных камней... Поэтому, возможно, вам стоит вернуться к своей таблице Excel, и переписать её с расчетом доходов и расходов не на один год, а на три или даже на четыре года вперед. За это время, имея отличную музыку, четкий маркетинговый план и немного удачи, вы сможете реализовать свою мечту и достичь успеха в музыкальном бизнесе.

Надеемся, что вы серьезно отнесетесь к этому примеру планирования музыкального маркетинга по Четырем Фронтам и действительно изучите свою ситуацию, и то, к чему вы на самом деле стремитесь.

Напоследок, еще несколько мыслей о составлении плана музыкального маркетинга.

Отслеживайте каждую сторону своей деятельности! На языке маркетинга это называется:

Средства управления: Как уследить за всем

Ваш успех в музыкальном бизнесе зависит от того, насколько вы сможете контролировать свои идеи и стратегические объекты.

Советы:

Кристофер Кнаб лично, и его соавтор Бартли Ф. Дэй, надеются, что их книга и эта статья о написании плана музыкального маркетинга принесут вам пользу.

Пишите, если хотите - они всегда рады услышать ваши истории успеха.

Удачи!

Кристофер Кнаб Chris@Knab.com
и Бартли Ф. Дэй allmedia@hevanet.com

Об авторе. Кристофер Кнаб - преподаватель и независимый консультант по вопросам музыкального бизнеса. Проживая в Сиэтле (штат Вашингтон), Кристофер читает лекции по музыкальному промоушну и маркетингу в Институте Искусств Сиэтла. Являясь владельцем консультационной службы FourFront Media and Music, сегодня он консультирует музыкантов и независимые рекорд-лейблы по вопросам развития музыкальной карьеры и маркетинговому планированию. Кроме того, Крис регулярно выступает на конференциях и семинарах по музыкальной индустрии в США и Канаде.
Кристофер Кнаб удостоен звания "Одного из самых влиятельных людей в Северо-Западной музыкальной индустрии".
Еще о маркетинге