10 советов на тему того, как зарабатывать на жизнь музыкой

Автор: Кристофер Кнаб
Перевод: Лекса Мьюзик
Перевод и публикация этой статьи произведены с письменного разрешения автора. Любое полное или частичное копирование запрещено. Вы можете связаться с автором, чтобы получить разрешение на перевод и публикацию этой статьи: Chris@Knab.com

Горячая Десятка советов, как добиться успеха - любимое развлечение нашего общества. Это забавный способ создать иллюзию того, что всё просто в этом сложном мире. Ну и... почему бы и нам не составить Горячую Десятку советов по теме того, как можно заработать на жизнь занятиями музыкой? В этой статье мы рассмотрим десять привычек, которые вам нужно развить, если вы в самом деле хотите зарабатывать музыкой. Разумеется, есть миллион способов достичь чего-либо. Основываясь на своих многолетних наблюдениях за успешными музыкантами, автор решил составить список тех их профессиональных привычек, благодаря которым эти музыканты смогли добиться успеха в этом абсолютно непредсказуемом музыкальном бизнесе.

1. Найдите способы заинтересовать своей музыкой обычных меломанов

Мы живем в такое время, когда буквально каждый желающий может сочинять и записывать свою музыку. Однако это не значит, что ваша музыка достаточно хороша, чтобы рекорд-лейблы начали вкладывать свои деньги и время в развитие, продвижение и продажу этой музыки. Испытайте свою музыку на обычных слушателях, и выслушайте их мнения так же внимательно и трепетно, как слушаете мнения представителей A&R. Представители A&R постоянно контактируют с обычными "уличными" меломанами и ориентируются по слухам и музыкальным предпочтениям улицы. Помните, что ваша музыка должна действительно выделяться своей оригинальностью и творческими находками. 95% песен независимых музыкантов содержат в себе идеи, содранные у других, более талантливых артистов. Докажите индустрии, что простые смертные меломаны вашего города любят вашу музыку. Распространяйте свои песни, бесплатно раздавая свои сингловые диски прохожим на улице, зрителям на концертах групп, играющем в том же стиле, что и вы (обязательно указывайте на каждом своем CD свою контактную информацию, кому бы вы не дарили этот компакт-диск). Кроме того, публикуйте свою музыку на MySpace и на сайтах всех остальных музыкальных социальных сетей. Это факт - если людям что-то нравится, то они начинают рассказывать об этом своим знакомым. Проделав всё это, вы быстро узнаете, чего на самом деле стоит ваша музыка.

2. Часто выступайте живьем и не волнуйтесь (в первую очередь), что вам иногда придется выступать бесплатно

Вы сами знаете, в чем заключается разница между музыкантом, который играет ради денег и музыкантом, играющим ради музыки. Преданный своему делу музыкант просто не сможет НЕ выступить, если ему предоставляется шанс это сделать. Зацикленные на деньгах музыканты постоянно жалуются, что им негде выступить, поскольку в клубы, где хоть что-то платят трудно пробиться.

Если вы и впрямь думаете, что сможете жить за счет одних занятий музыкой в первые три-четыре года вашей музыкальной карьеры, то вы будете разочарованы. Подумайте об этом... почти каждый одаренный музыкант, внесший большой вклад в нашу культуру и ставший легендарным - это музыкант, который долго и упорно боролся и... никогда не сдавался.

Выйдите на улицу, там полно мест, где можно сыграть - в школах, в скверах, на ярмарках, на фестивалях, устраивайте мероприятия, помогайте другим. Предложите свою помощь некоммерческим и благотворительным организациям, церковным учреждениям, любым другим компаниям и организациям, которые могут придти в вашу голову. Болтайтесь по клубам, ищите возможности для джемов или проведите свой джем-сешн. Прогуляйтесь по своему городу и вы увидите множество мест, где может выступить музыкант. Часто выступая, вы будете набирать популярность, и всё больше людей будет посещать ваши концерты, и вот тогда вы чаще сможете выступать за деньги. Помните... живая игра, живая игра и еще раз живая игра - это изначальная функция музыканта, по мнению общественности.

3. Знайте досконально свой инструмент

В конце 1970-х было любопытное массовое течение - резко возросло количество гаражных групп, панк-групп, рэпперов, и "сделай-самов", которые только купили себе инструмент или начали петь с друзьями, а через полгода уже записывались и выступали живьем. Несколько отличных песен и даже музыкальных направлений появились тогда. Но сегодня, 30 лет спустя, дилетантский треш - уже далеко не новинка и слушается довольно уныло.

Большинство написанных в семидесятые годы музыкальных произведений, которые стали бессмертными, были созданы музыкантами, боготворившими великих мастеров блюза, джаза, фолка и прочих жанров. Они вдохновлялись творчеством мастеров и стремились превзойти их. Полезной привычкой этих музыкантов было их постоянное стремление к самосовершенствованию. Они не хотели оставаться "достаточно хорошими", эти музыканты всё время работали над тем, чтобы стать ЛУЧШИМИ.

Зачем довольствоваться малым? На какой бы стадии музыкального развития вы ни находились, выйдите за её рамки, пересмотрите свою технику игры на вашем инструменте или ваши вокальные способности. Возьмите уроки, или еще лучше, если вы играете на гитаре, сядьте и внимательно послушайте компакт-диск своего любимого гитариста. Затем попробуйте сыграть то, что слышите, пробуйте снова и снова. Бросьте себе вызов и забудьте об ограничениях. Кто знает, возможно вы откроете что-то новое в себе, в своем звучании, и увеличите свои шансы вырваться из всей этой серости и посредственности, с которой вы сейчас конкурируете. Верите или нет, но рекорд-лейблам нравится слушать нестандартные, инновационные, но в то же время, понятные вещи. На самом деле, в глубине души они надеются услышать именно это в каждой новой демо-записи, которую им присылают, в каждом новом артисте, который к ним приходит и на каждом концерте, который они посещают. Лейблы говорят: "Когда мы в музыкальном бизнесе слышим кое-что новое, оригинальное и понятное простым людям, мы можем вложить в вас свои деньги с меньшим риском, полагая, что если мы добавим к вашему творчеству бренд своего лейбла, то с нашими талантами продвигать и продавать музыку, у нас есть какие-то шансы. Ваша музыка становится нашей музыкой и мы работаем вместе с вами, чтобы усилить вашу привлекательность для слушателей". Это своего рода партнерство... что-то вроде "Искусства и Коммерции"... они могут сотрудничать, вы в курсе?!

4. Защитите свою работу... зарегистрируйте авторские права на свои песни должным образом

Автор не перестает удивляться тому, как мало музыкантов регистрируют права на свои песни в авторском обществе. Кстати, о защите авторских прав очень часто не заботятся как раз те музыканты, которые жалуются, что им не заплатили за использование их неизвестных песен. Когда изобретатель придумывает что-то новое, считается вполне нормальным, если он регистрирует патент на свое изобретение, прежде чем начнет афишировать его и предлагать потенциальным клиентам. Точно так же должен относиться к защите своих песен и каждый серьезный музыкант. Если вы действительно намерены упорно трудиться развивать свою карьеру автора и исполнителя, то не тяните с этой простой, и в то же время важной процедурой - регистрацией авторских прав на свои произведения. Если вы в самом деле верите, что ваша музыка интересна и оригинальна, то вам следует изучить основы охраны авторского права. Вы можете получить всю необходимую информацию по этому вопросу как в библиотеке, так и в Интернете. Сделайте это сейчас! Посетите сайт РАО и прочтите всю информацию, предоставленную на их сайте.

5. Оформляйте и пишите свои промо-материалы так, чтобы они выделялись

Поговорим об оформлении и написании эффективных промо-материалов - биографий, фактов, сопроводительных писем, цитат и все остальных вещей. Если вы хотите, чтобы ваши промо-материалы работали на вас, т.е. помогали вам продвигать ваши музыкальные карьеры и позволяли вам получать деловые предложения от профессионалов музыкальной индустрии, то постарайтесь сделать свои промо-материалы настолько неотразимыми и информативными, насколько это возможно. Не торопитесь, вспомните свои прошлые достижения, положительные обзоры и отзывы о вашей музыке, награды, объемы продаж ваших CD, ваши лучшие концерты. Из всех этих достижений выберите самые значимые и, опираясь на эти достижения, сделайте несколько вариантов профессионально написанной биографии. Закончив с написанием биографий, потратьте время на то, чтобы точно определить, кому вы пошлете свои промо-материалы. Изучите персонально каждого потенциального получателя, выясните, какая информация ему нужна. Никаких "шаблонных" пресс-китов быть не должно, для каждого работника масс-медиа или музыкальной индустрии нужно составлять отдельный пресс-кит, соответственно интересам этого человека.

6. Узнайте всё о лейблах и издательствах, с которыми вы планируете сотрудничать

Прежде чем устроиться на работу в какую-нибудь фирму, вы потратили бы время на выяснение того, насколько стабилен бизнес этой компании, какова репутация этой фирмы, насколько опытны руководители и насколько честно они платят своим работникам. Точно так же нужно подходить и к сотрудничеству с рекорд-лейблом или музыкальным издательством. Некоторые музыканты начинают очень сильно волноваться, когда какой-нибудь лейбл или музыкальное издательство предлагают им сотрудничество. Естественно, получить такое предложение очень приятно, ведь это значит, что издатель или рекорд-компания оценили вашу музыку. Но спешно подписывать договор о сотрудничестве, не зная необходимых подробностей о компании - это, как минимум, глупо. Прежде, чем сделать это, выясните:

Ответы на эти и другие вопросы крайне важны для принятия осмысленного, здравого решения о сотрудничестве. Учтите, что от этого вашего решения может зависеть вся ваша музыкальная карьера.

7. Заведите себе личного "юридического представителя в области индустрии развлечений"

При подписании любых договоров в музыкальном бизнесе всегда требовались, требуются и будут требоваться юристы, специализирующиеся в области индустрии развлечений. Шутки здесь неуместны, потому как любые отношения между музыкантом и звукозаписывающей компанией или музыкальным издательством, мерчандайзером и т.д. начинаются с долгих переговоров двух юристов, обсуждающих условия договора между артистом и соответствующей компанией. Стоит отметить, что сам музыкант никогда не присутствует во время переговоров юридических представителей. Юридический представитель артиста и юрист музыкальной компании встречаются, ведут переговоры по телефону, отправляют друг другу предложения по факсу, но всё это они делают только между собой. Этот факт говорит о том, что вам нужно найти достаточно уважаемого, компетентного, честного юридического представителя в области индустрии развлечений, если вы серьезный музыкант и хотите, чтобы ваши права охранялись должным образом.

8. Вашим менеджером должен быть уважаемый человек с хорошими связями

На первых этапах становления вашей музыкальной карьеры, единственно верным вариантом для вас будет самостоятельный менеджмент. Вы вполне можете научиться тому, как организовывать свои концерты, заниматься паблисити, планировать концертные туры, улаживать проблемы, возникающие между музыкантами вашей группы, а также тому, как вести переговоры с представителями A&R и всем остальным персоналом рекорд-лейблов и музыкальных издательств. Однако со временем объем всей этой работы увеличится, и наступит момент, когда вам потребуется помощь в выполнении этих задач. Вот в этот момент вам могут очень пригодиться услуги хорошего менеджера. Автор этой статьи никогда не сомневался, что если группа долго и упорно трудилась, и смогла самостоятельно достичь некоторого успеха, то у этих музыкантов есть шанс "привлечь" услуги профессионального, уважаемого менеджера, имеющего хорошие связи.

Менеджеры, для которых управление музыкантами является единственным источником дохода, будут работать только с теми артистами, которые уже приносят прибыль. Зарабатывать деньги, занимаясь менеджментом артистов, не так-то просто. Однако многие начинающие музыканты забывают, что для того, чтобы стабильно зарабатывать, занимаясь музыкой, нужно работать несколько лет. Итак, развивая свою карьеру самостоятельно или пользуясь помощью менеджера-любителя, со временем группа набирает свою популярность, и наступает момент, когда ей требуются услуги профессионального менеджмента.

За годы работы в музыкальной индустрии, автор этой статьи слышал несколько ужасных историй о "менеджерах", которые подходят к начинающим музыкантам и говорят, что за столько-то долларов они сделают то-то и то-то для этих артистов. Нет... эти люди не имеют ничего общего с легальным музыкальным менеджментом. Настоящие профессиональные менеджеры со связями, получают договорную оплату за свои услуги и все осуществляемые ими бизнес-транзакции, согласно указанному в письменном договоре проценту (например, 15-20%) от общего дохода в течение определенного срока (времени действия договора). Пожалуйста, обратите внимание... Никогда, ни при каких условиях музыканты не должны платить так называемому "менеджеру", который работает только по предоплате. Мошенников все еще достаточно много в этом бизнесе... будьте внимательны.

Одна из самых важных составляющих работы менеджера в музыкальной индустрии - обеспечить своим клиентам заключение договоров с рекорд-лейблами и музыкальными издательствами. Именно поэтому так важно для музыканта найти себе уважаемого менеджера с хорошими связями. Музыкальный бизнес - это бизнес отношений. Кто кого знает, кто с кем может познакомить, и кто что сделал для кого - в этом и заключается работа менеджмента в музыкальной индустрии. Поэтому когда будете выбирать себе человека, который будет вашим представителем во всех бизнес-связях, выбирайте внимательно.

9. Не прислушивайтесь к советам, если вы не уверены, что советчик знает, о чем говорит

В начале этой статьи автор говорил вам, что существует множество способов достичь одной и той же цели, и что десять советов, приведенные в этой статье - это только комментарии, родившиеся в результате его многолетнего опыта работы в музыкальном бизнесе и непосредственного общения со множеством музыкантов. У каждого из этих музыкантов есть свои представления о правильном и неправильном. Единственная цель этой статьи - поделиться с вами некоторыми мнениями относительно того, что вы можете сделать, чтобы развить свою музыкальную карьеру.

Будем откровенны с вами - истинное понимание правил музыкального бизнеса вы сможете получить только из собственного опыта построения вашей музыкальной карьеры. Только взаимодействуя с персоналом лейблов, с представителями СМИ, с менеджерами, с организаторами концертов, вы сможете выяснить что является верным, а что ошибочным конкретно для вас. Из каждого правила есть свои исключения. В течение многих лет автор слышал дельные советы и от тех, кто занимается делом, и от тех кто только болтает. Если вы чувствуете, что источник информации заслуживает доверия, если у людей, которые дают вам советы, есть некоторый опыт в том, что вас интересует, то поддерживайте связь с этими людьми долгие годы. Старайтесь получать информацию из первых рук. Будьте внимательны при выборе информационных источников.

10. Музыкант... учитесь! Если вы хотите, чтобы вас подписал лейбл, то узнайте всё о договорах с рекорд-лейблами, и узнайте как можно больше о музыкальном бизнесе

Наивный или дезинформированный музыкант - сам себе враг. Хватит уже! За последние десятилетия накопилось бесчисленное множество историй, когда музыкантов грабили лейблы и музыкальные издательства. Почему? Потому что раньше была очень распространена эксплуатация, и, к сожалению, она довольно распространена и сейчас. Сокрытие от музыкантов достоверной информации всё еще является стандартной практикой многих, работающих в этом бизнесе. Однако вы не должны вести себя наивно, как многие артисты, которые сначала подписывают договор с рекорд-лейблом, а только после этого изучают, что же они подписали (в такой ситуации музыкант может винить только себя).

Сегодня есть множество книг по каждой теме, касающейся музыкального бизнеса. Современные музыканты могут найти эти книги в книжных магазинах, библиотеках, в Интернете. Кроме того, сегодня уже существует множество школ, которые предлагают всем желающим 2-4-годичные программы обучения музыкальному бизнесу и менеджменту в музыкальной индустрии. Консультанты, юридические представители, бизнес-организации говорят о проблемах, с которыми сталкивается современный музыкант - мифы, дезинформация, недостаток опыта и знаний о бизнесе, который построен на эксплуатации музыки доверчивых музыкантов.

Всё это не только важно, это является жизненно важным для современных артистов. Занимайтесь самообучением - это самый главный совет, который может дать вам Кристофер Кнаб. Только самообучение поможет вам добиться успеха.

Если вы не хотите сами изучать деловую сторону музыкальной индустрии, то неужели вы и вправду думаете, что придет некий профессионал, который сядет и будет учить вас? Спуститесь с небес на землю!

Пожалуйста... потратьте свое время и деньги на самообучение музыкальному бизнесу. Несколько часов, потраченных на это сейчас, защитят ваше будущее навсегда!

Об авторе. Кристофер Кнаб - преподаватель и независимый консультант по вопросам музыкального бизнеса. Проживая в Сиэтле (штат Вашингтон), Кристофер читает лекции по музыкальному промоушну и маркетингу в Институте Искусств Сиэтла. Являясь владельцем консультационной службы FourFront Media and Music, сегодня он консультирует музыкантов и независимые рекорд-лейблы по вопросам развития музыкальной карьеры и маркетинговому планированию. Кроме того, Крис регулярно выступает на конференциях и семинарах по музыкальной индустрии в США и Канаде.
Кристофер Кнаб удостоен звания "Одного из самых влиятельных людей в Северо-Западной музыкальной индустрии".
Еще о менеджменте