20 вещей, которые нужно знать о работе с рекорд-продюсером

Автор: Бобби Борг
Перевод: Лекса Мьюзик
Все права на эту статью зарегистрированы на имя Бобби Борга. Перевод этой статьи произведен с письменного разрешения автора. Любое полное или частичное копирование запрещено. Вы можете связаться с автором, чтобы получить разрешение на перепубликацию или перепечатку этой статьи: bborg@bobbyborg.com.
By Bobby Borg Copyright 2003, 2008.

ВЫ МОЖЕТЕ ПРОВЕСТИ ГОДЫ, разрабатывая ваш уникальный звук и стиль прежде, чем, наконец, получите возможность профессионально записать ваш первый альбом. И несмотря на то, что вы проделываете огромную работу, создавая собственное, оригинальное и уникальное звучание, этой работы может оказаться недостаточно для создания успешной записи.

Продюсирование великолепного альбома само по себе является искусством, и в этом вам потребуется помощь опытного профессионального продюсера. Фактически, от продюсера может зависеть судьба всей вашей музыкальной карьеры. Правильное сотрудничество с продюсером способно вдохновить вас на такие открытия, которые вам даже не снились. Неправильное сотрудничество может оказаться кошмаром с тяжелыми и непредсказуемыми последствиями. Именно поэтому понимание некоторых вещей о том, как правильно выбрать рекорд-продюсера, может оказаться жизненно важным для вашей карьеры!

В этой статье мы приведем двадцать наиболее важных рекомендаций, которые стоит учитывать каждому музыканту, занятому поиском рекорд-продюсера. Разумеется, не каждый совет здесь подойдет "подписанным" или "неподписанным" музыкантам. Выберите те из них, которые больше всего относятся к вам.

1. Добейтесь взаимного выбора

Когда рекорд-компания подписывает с новым артистом договор о предоставлении услуг звукозаписи, изначально она настаивает на том, чтобы последнее слово в выборе опытного рекорд-продюсера осталось за ней. Это можно понять. Ведь, в конце концов, звукозаписывающая компания хочет быть уверенной, что получит максимально качественный конечный продукт, в который она вкладывает деньги, порой сотни тысяч долларов.

Джефф Коэн, юридический представитель из компании Millen, White, Zelano & Branigan, говорит: "Поскольку нет никакого смысла запирать вас в студии с продюсером, который вам не нравится, то юридический представитель музыкальной группы, в том числе новой, обычно может договориться с рекорд-компанией о предоставлении музыкантам возможности личного выбора рекорд-продюсера. Без этой договоренности дальнейшие переговоры могут оказаться бессмысленными!".

2. Определите свои потребности

Перед тем, как вы только подумаете о поиске хорошего продюсера, вы должны четко и ясно представлять себе, что именно вы хотите получить от этих отношений.

"Эти факторы", - комментирует продюсер Дэвид Браунштейн из компании Fish Hook Productions, - "серьезно помогут вам отсеять неподходящих кандидатов, и найти того продюсера, который вам на самом деле нужен. У каждого продюсера есть свои таланты и особенности. Если вы еще не ответили на вышеуказанные вопросы, то сейчас самое время сделать это".

3. Составьте список пожеланий

Как только вы поймете, что конкретно вы ищете в продюсере, вы можете начать составление списка из, по крайней мере, пяти человек, с которыми вы хотели бы работать. Это особенно касается тех ситуаций, когда наиболее подходящий вам продюсер недоступен, его услуги слишком дороги или он просто не заинтересован в сотрудничестве с вами. Если вас еще не подписали рекорд-лейблы, то ваш выбор, очевидно, будет ограничен местными продюсерами и основан на чьих-то устных рекомендациях. Для начала, спросите самых успешно записанных артистов вашего города, где и как были записаны их альбомы, а потом послушайте другие продукты этой студии, чтобы оценить, насколько данная студия подойдет непосредственно вам.

"Если вы уже сотрудничаете с рекорд-лейблом, начните с чтения примечаний на ваших любимых компакт-дисках, и перепишите имена продюсеров в ваш список", - предлагает продюсер и музыкант Джей Гордон из группы Orgy. "Конечно, вам также будет полезно поговорить об этом с вашим менеджером A&R, у которого, скорее всего, будет несколько вполне определенных идей на тему того, кто бы мог заняться продюсированием вашего альбома".

4. Найдите контактную информацию

В настоящее время большинство известных продюсеров и, практически, каждый рекорд-лейбл, имеют свои официальные сайты. На этих сайтах обязательно есть раздел "Контакты", в котором находятся email-адреса их владельцев. Если сайт принадлежит крупной звукозаписывающей компании, то в разделе с контактной информацией вы также найдете телефоны отделов, сотрудников и физический адрес этой компании.

Если вы уже сотрудничаете с рекорд-лейблом, то вы можете положиться на своих менеджеров A&R в вопросе установления контакта с продюсерами, которые вас интересуют. Лейбл разошлет продюсерам ваши демо-записи, тексты песен и вашу биографию. Если продюсер заинтересуется, то лейбл пригласит его на один из ваших концертов.

5. Запишите демо

Демо-запись - важная вещь. Однако качество демо-записи не настолько важно, как вы, возможно, думаете. Продюсер Том Веир из Studio City Sound говорит: "не беспокойтесь из-за качества демо-записи, которую вы отсылаете продюсерам, если вы неподписанный артист. Пока у вас есть приличные песни и деньги, чтобы оплатить работу рекорд-продюсера, к вашему демо никто не будет придираться".

Что касается подписанных артистов, то они обычно посылают те же демо-записи, благодаря которым их подписали лейблы. И, как правило, качество этих записей хорошее. Однако продюсеры не обращают пристального внимания на качество записи - это слухи, распускаемые в музыкальной индустрии. Значение имеет сама группа и песни, которые она пишет и исполняет. Продюсер Джей Гордон добавляет: "Живые выступления артиста также крайне важны. Все ли ноты вытягивает вокалист во время пения? Какой у вокалиста рабочий диапазон? Из комбинации всех этих факторов и складывается целостное впечатление".

6. Потратьте время

После того, как продюсер проявил интерес к сотрудничеству с вами, нужно обязательно встретиться с этим человеком, чтобы подробнее обсудить песни и убедиться, что вы сможете успешно сотрудничать в дальнейшем. Майкэл Рейд, продюсер Бена Харпера, говорит: "Важно, чтобы артист почувствовал уверенность в продюсере до того, как примет решение с ним работать. Не торопитесь, узнайте как следует своего будущего продюсера, чтобы потом не возникало неожиданностей и конфликтных ситуаций во время работы в студии".

7. Подготовьте вопросы

Итак, во время встречи с продюсером, вы должны будете определить - подходит он вам или нет. Для этого составьте список вопросов перед тем, как будете встречаться с ним. Нард Берингс из калифорнийской Freshbeat Productions предлагает: "Спросите продюсера, какой он представляет себе запись вашего альбома? Будет ли это гладкое, "коммерческое" звучание с большим количеством синтезаторов и семплированных инструментов или же это будет дерзкое и сырое звучание? Собирается ли продюсер записывать ваших музыкантов всех сразу для создания эффекта "живой" записи или же каждый музыкант будет записывать свою партию отдельно под метроном?".

Независимая артистка Jaen заключает: "Если ваши с продюсером мнения относительно записи вашего альбома будут во многом расходиться, то вы сразу поймете, что это, возможно, не тот продюсер, которого вы ищете. Вам ведь не нужно, чтобы ваш проект закис на полпути в процессе записи!"

8. Выбирайте верно

Выбирайте продюсера, основываясь не на том, что он сделал когда-то для кого-то, а на том, что он мог бы сделать для вас. Ариф Мардин, спродюсировавший множество артистов, включая Aretha Franklin, the Bee Gees, Ani Chaka Chan и Norah Jones, добавляет: "Конечно, продюсер, чьи диски стали платиновыми, безусловно талантлив. Но вы ведь не хотите стать копией его хитовых артистов. Вы хотите, чтобы ваше звучание было уникальным, непохожим на другие. А значит, не важно, насколько знаменитым может быть продюсер, никогда не бойтесь задавать ему вопросы и высказывать свое мнение при первой встрече с ним. Всегда помните, что вы обсуждаете вашу запись, а не записи продюсера".

9. Оцените студию

Посетите студию, которую продюсер вам предлагает для записи, оцените атмосферу и технические возможности этой студии. Продюсер Ариф Мардин подчеркивает: "Студия - это место, где артист собирается жить. Насколько комфортны помещения, есть ли кофеварка, и другие необходимые для продуктивной работы вещи. Однако артист должен быть готовым пойти на компромиссы в этих вопросах, основываясь на главном - насколько качественно звучание студии, насколько серьезное там оборудование и насколько адекватны цены".

Продюсер Том Веир обращает ваше внимание на такие технические детали: "размер комнаты, имеющиеся в наличии музыкальные инструменты, устройство записи (аналоговое или цифровое), устройства обработки (лимитеры, компрессоры, от которых сильно зависит звучание), имеющиеся в наличии микрофоны. Наконец, убедитесь, что есть возможность архивации ваших цифровых записей, иначе вы можете их потерять. Как бы хороша ни была студия, любая система, рано или поздно, дает сбой".

10. Выясните ожидания

Важно не только обсудить то, что вы хотите получить от сотрудничества с продюсером, но также и то, что продюсер ожидает от сотрудничества с вами. Продюсер Дейв Дарлинг говорит об одной из самых важных вещей, которую он ожидает от каждого артиста, подписывающего с ним договор о сотрудничестве. Самое главное, считает Дейв, это полное доверие к нему со стороны музыкантов. "Мне нравится подталкивать моих артистов к достижению новых творческих высот, и получать такое качество исполнения на записи, которое музыканты считали невозможным. Это тяжелая работа, но она всегда должна доставлять удовольствие. Позитивное отношение к работе просто необходимо". Продюсер Ариф Мардин добавляет: "Артисты всегда должны быть в форме. Убедитесь, что они хорошо организованы, как музыканты. И если они принимают определенные вещества, то убедитесь, что это не уменьшает их музыкальные способности - в противном случае, я отказываюсь от сотрудничества".

11. Определите стоимость

Стоимость услуг продюсера зависит от статуса вашей карьеры и квалификации продюсера. Если вы неподписанный музыкант, и работаете с местным продюсером, то оплата может складываться из почасовых расценок студии, плюс дополнительная плата за продюсирование. Точную стоимость такой работы на данном этапе вашей карьеры трудно назвать, но вообще работа в студии может стоить примерно от 20$ в час до нескольких сотен. Стоимость услуг по продюсированию может колебаться от пятидесяти долларов до нескольких сотен долларов за трек. Если можете работать в студии в непиковые часы, а с полночи до восьми утра, или если вы можете работать по гибкому графику (то есть, в то время, когда продюсер свободен от работы с другими клиентами и может включить вас в свое расписание), то, вероятно, вы сможете договориться о работе по более низкой цене. Продюсер Том Веир подтверждает, что студийные и продюсерские тарифы регулируются по законам рынка. "Вам просто нужно изучить обстановку и сделать максимально качественный продукт, соответственно вашим средствам".

12. Разберитесь с рекординговым бюджетом

Во время ведения переговоров с рекорд-лейблом, вам нужно внимательно изучить договор о предоставлении услуг звукозаписи на предмет стоимости этих услуг, включая стоимость работы продюсера. Стоимость услуг среднего рекорд-продюсера может составлять до 50000$ за запись полного альбома и до 8000$ за один-единственный мастер (продюсеры суперзвезд могут получать намного больше). Так, если вы подпишете договор о предоставлении услуг звукозаписи на сумму 300000$, то вся эта сумма будет внесена в ваш рекординговый бюджет. Выходит, что вы платите деньги, за которые можно купить новую машину только за то, что вас подписывает рекорд-лейбл! Кстати, все эти деньги вы должны будете вернуть лейблу с ваших будущих продаж прежде, чем получите свой первый цент с роялти. Девяносто семь процентов музыкантов во всем мире никогда не отрабатывают вложенных денег.

13. Платить продюсеру роялти?

Неподписанных музыкантов обычно не обязывают платить продюсеру отчисления с продаж, кроме тех случаев, когда продюсер работает за незначительную плату или вообще бесплатно в счет будущего процента от дохода музыканта с продаж. Однако подписанные артисты почти всегда обязаны делать отчисления продюсеру.

Большинство договоров с рекорд-лейблами включают в себя весь список услуг по звукозаписи. Это значит, что во время переговоров с рекорд-компанией на тему ваших роялти, вы должны также обратить внимание на роялти продюсера. Продюсеры среднего уровня могут получать до четырех процентов дохода от продаж вашей музыки. Таким образом, если ваш лейбл предлагает платить вам роялти в размере 14 процентов от общего дохода с продаж, а продюсер, которого вы выбрали, хочет получать 4 процента, то вы остаетесь с "чистыми" 10 процентами. Поэтому, прежде, чем писать вашим друзьям и домочадцам радостное письмо о ваших огромных четырнадцати процентах, которые вы будете получать с продаж своей музыки, узнайте хорошенько о доле продюсера.

14. Подписание договора о продюсировании

Рекорд-продюсер может входить в состав продакшн-компании. Другими словами, продакшн-компания подпишет вас, будет заниматься вашим развитием и запишет вас, а потом заключит договор с рекорд-лейблом от вашего имени. В таком случае, лейбл будет платить продакшн-компании роялти с продаж вашего альбома, а продакшн-компания, в свою очередь, будет платить вам примерно 50 процентов денег, которые получит от лейбла.

Стэн Финделл, юридический представитель в области индустрии развлечений, предупреждает: "Такой сценарий договора о продюсировании, который описан выше, является одним из самых потенциально опасных для карьеры молодого артиста. Это ситуация, когда ваши права на запись продаются за гроши аферисту. И этот так называемый продюсер может с потрохами продать вас мейджор-лейблу и потом забирать себе большую часть прибыли. Всегда всё перепроверяйте, и обязательно советуйтесь с юристом прежде, чем что-нибудь подписать".

15. Отдавать ли права на публикацию?

Имеет ли ваш продюсер часть авторских прав или нет, зависит от степени его вовлеченности в процесс создания ваших песен. Когда Alanis Morrisette объединил усилия с продюсером Гленом Баллардом, они вместе написали песни, которые не только позволили Моризетте заключить договор с мейджор-лейблом, но и вошли в альбом "Jagged Little Pill", который был продан в количестве 30 миллионов копий по всему миру. В этом случае продюсеру явно принадлежит доля. Но другие случаи могут быть не настолько очевидными, говорит Ариф Мардин. "Все продюсеры вносят изменения в аранжировки ваших песен - добавляют или выкидывают четыре такта тут и там, переписывают пред-припев и так далее. Но они наняты за щедрую плату, чтобы делать эту работу, и не должны требовать прав на публикацию. Относитесь с подозрением к продюсерам, которые слишком уж настойчиво требуют часть ваших прав и вмешиваются в творческий процесс. Ваши доходы от паблишинга могут оказаться единственными деньгами, на которые вы будете жить после окончания вашей карьеры".

16. Интересуйтесь бюджетами

Большинство продюсеров, особенно имея дело с подписанными музыкантами, выполняют множество административных функций, и оплата за эту работу включается в ваш общий бюджет. Как уже говорилось ранее, звукозаписывающая компания предоставляет вам услуги на сумму, которая составляет основную часть вашего рекордингового бюджета.

Бюджет может включать всё - от стоимости услуг продюсера, пленки и монтажных расходов, оплаты услуг инженеров, стоимости мастеринга до оплаты аренды оборудования, помещений, и транспортных расходов. У подписанных артистов обычно есть их менеджеры A&R, которые помогают музыкантам проверять обоснованность бюджета, однако неподписанные артисты должны сами досконально проверять, насколько бюджет справедлив и приемлем для их финансового состояния. Также убедитесь, что у вашего будущего продюсера есть репутация человека, способного удерживать проект в рамках намеченного бюджета или, по крайней мере, близко к этому. Вы ведь не хотите, чтобы ваша запись в итоге стоила вдвое больше, чем вы ожидали. Соберите как можно больше информации и отзывов о вашем продюсере, независимо от того, насколько этот человек известен. Как сказала однажды Мадонна, "Время - деньги, а деньги мои".

17. Выясните скрытую деятельность

Хотя наблюдение за использованием бюджета входит в обязанности рекорд-продюсера, музыканты всё же должны быть в курсе того, как продюсер расходует деньги, отведенные на звукозапись. Продюсер может договориться с сессионными музыкантами, с производителями пленки для записи, со звукозаписывающими студиями по одной цене, а вам назвать цену более высокую, а потом еще и потребовать гонорар за свою работу. Другим словами, помимо получения оплаты за услуги по продюсированию, продюсер может воровать деньги из вашего рекордингового бюджета. И хотя думать об этом неприятно, но такие примеры есть! Продюсер Майкэл Рейд говорит: "Имейте ввиду, что хоть в шоу-бизнесе определенно есть мошенники, но большинство продюсеров - честные музыканты. Мы работаем в этом бизнесе, прежде всего, ради искусства создания серьезной записи".

18. Спросите об администрировании

Кроме управления рекординговым бюджетом, продюсеры, как известно, выполняют множество важных административных функций, таких, как наем сессионных музыкантов, аренда студий, отправка накладных, клиринг сэмплов, заключение договоров о сотрудничестве, регистрация всех необходимых лицензий (если вы исполняете песни других авторов), получение разрешений других рекорд-лейблов на приглашение их артистов, если это необходимо. "Эти обязанности нельзя недооценивать", - говорит Марк Голдстейн, старший вице-президент коммерческого отдела Warner Bros. Records. "Если сэмплы не очищены (в юридическом смысле - прим. Лекса Мьюзик) своевременно и должным образом, то это может привести впоследствии к серьезным проблемам и даже обвинениям в нарушении авторских прав". Многие продюсеры даже нанимают координирующего продюсера для помощи в этих делах. Все эти расходы вносятся в ваш рекординговый бюджет. Поэтому поговорите на эту тему со своим продюсером, чтобы убедиться точно, что и как он планирует делать.

19. Станьте со-продюсером

Вы можете получить больший контроль над своим творчеством и сэкономить деньги, если будете со-продюсировать процесс своей записи. Об этом легко договориться, если вы - независимый музыкант. Однако подписанным артистам придется получать разрешение их рекорд-лейбла на со-продюсирование. Звукозаписывающая компания, как минимум, захочет убедиться, что продюсер достаточно опытен в принятии творческих решений, а не делает свою работу, как инженер. Помните, что лейбл должен защитить свои инвестиции и убедиться, что вы способны сделать запись, у которой будет достаточный потенциал, оправдающий ожидания в плане продаж.

Что касается экономии денег на продюсировании, то обычно продюсеры не соглашаются на уменьшение своего гонорара. Однако если вы проявите себя как достаточно способного продюсера, то любой разумный и состоявшийся продюсер с удовольствием поделится с вами частью своего дохода.

20. Договаривайтесь обо всём в письменной форме

Все условия всех бизнес-соглашений заверяйте на бумаге! Это разъяснит ожидания каждой из сторон и обеспечит защиту в случае возникновения споров. Люди часто забывают то, что обещают. Даже с продюсером, которому вы доверяете, письменное соглашение - существенный инструмент для установления профессиональных отношений. Важность письменного соглашения не должна недооцениваться. Множество музыкантов остались неподписанными только потому, что не понимали условий договоров, которые им предлагали подписывать. Не говорите, что не можете позволить себе юридического представителя - это не оправдание! Сейчас существует много крупных ресурсов, справочников, в которых есть всё, начиная от небольших советов общего характера и заканчивая фактическими формами договоров и адресами и телефонами профессиональных юристов, работающих в вашей области, и готовых работать за небольшую плату. Оформляйте ваши договоренности как положено, и вы еще убедитесь в том, насколько правильно вы поступили!

Об авторе. Бобби Борг - композитор, артист и исполнитель. Он записывался в студии и выступал в составах Beggars Thieves, Warrant, Left For Dead с живыми концертами по всей территории США, Европы и Японии, сотрудничая с мейджор-лейблами, инди-лейблами и будучи независимым артистом. Имея дипломы Музыкального Колледжа Беркли, Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе и двадцатипятилетний опыт работы в музыкальной индустрии, сегодня Бобби Борг консультирует музыкантов и рекорд-компании по вопросам музыкального бизнеса. "Справочник музыканта: Практическое руководство по музыкальному бизнесу" (The Musician's Handbook: A Practical Guide to Understanding the Music Business) - новейшая из шести его книг. Вы можете приобрести её на Амазоне или на сайте Боба: www.bobbyborg.com.
Еще о менеджменте