Сила слов
Почему слова имеют огромное значение в продвижении музыки
Играя по радио, ваша музыка говорит сама за себя. Люди слышат вашу музыку и решают, нравится она им или нет. Чтобы описать ее, не нужно никаких слов.
На концерте ваша музыка говорит сама за себя. Глядя на ваше выступление, люди оценивают ваши артистические способности. Никаких слов не требуется.
Но в Интернете, в печати, в разговоре слова очень МНОГО значат. Когда люди еще не слышали вашу музыку, слова, которыми вы свою музыку описываете, должны быть НАСТОЛЬКО хорошими, чтобы взволновать людей, мотивировать их познакомиться с вашим творчеством.
В Интернете ваши слова должны вызвать у людей желание нажать на ссылку, чтобы послушать вашу музыку.
Ваши слова, опубликованные в прессе, должны заставить читателя бросить журнал и отправиться на поиски вашей музыки.
Беседуя с человеком, вы должны подобрать такие слова, которые он запомнит достаточно хорошо, чтобы спустя некоторое время он решил послушать вас.
Это БОЛЬШАЯ работа, но вам нужны способы привлечения внимания к своей музыке (если, конечно, вас еще не транслируют по всем радиостанциям и телеканалам в мире), и поэтому вам нужно научиться грамотно составлять описание своей музыки. Это не так трудно, как кажется, однако это ОЧЕНЬ важно.
Описание музыки должно быть не длиннее десяти секунд
Вы видели фильм "Игрок"? Сотни сценаристов предлагают свои идеи для фильмов руководителю голливудской студии. У каждого из этих сценаристов есть около пяти секунд, чтобы произвести на него впечатление. От ОДНОГО предложения, которым они описывают свою историю, зависит, прочтет студия их сценарий или нет.
Вам нужно придумать одно хорошее предложение, описывающее вашу музыку. У этого предложения должна быть одна цель: ПРОБУДИТЬ В ЛЮДЯХ ЛЮБОПЫТСТВО.
В этом предложении не должна описываться каждая нота, которая используется в вашей музыке. И не надо пытаться изложить в этом предложении смысл вашей жизни. В этом предложении должна описываться только ваша музыка - достаточно коротко, ясно и интересно, чтобы вызвать у человека любопытство и желание услышать её.
Я описывал свою группу, как "смесь Джеймса Брауна и Битлз". Конечно, не все, что я говорил, звучало так же хорошо, но конкретно эта фраза содержала в себе все необходимое и достаточное, чтобы вызвать у сотен людей желание услышать больше. Я видел, как эта фраза работала, потому что я говорил её людям каждый день. Видели бы вы, как их глаза начинали бегать, как менялось их выражение лица, когда они пытались представить себе смесь Джеймса Брауна и Битлз. И тогда они говорили "Вот это да, я должен это услышать!". А мне только это и было нужно.
Чем короче, тем лучше. Скажите им одно хорошее предложение (несколько отличных слов) и замолчите. Позвольте их воображению додумать всё остальное.
Как описать свою музыку
Как придумать хорошую фразу для описания своей музыки? Вот несколько идей:
- Пошлите email всем своим знакомым (в первую очередь, своим поклонникам), и скажите, что вам нужно придумать одну-единственную фразу для описания своей музыки, попросите их помочь. Можно преподнести это в виде конкурса на лучшее описание.
- Подумайте, в чем заключается ваша уникальность. Большая часть ваших песен написана на какую-то конкретную тему? В ваших записях есть необычные инструменты?
- Найдите несколько 14-летних подростков, скажите, что бесплатно накормите их пиццей, если они сядут, послушают вашу музыку и опишут ее, пока будут ждать вашу пиццу.
- Прочитайте музыкальный журнал, как там описывается музыка других артистов, которых вы никогда не слышали раньше. Отметьте, какие фразы вызвали у вас большое желание послушать эту музыку.
- Попросите музыкального журналиста помочь вам. Можете предложить деньги - это ведь его работа.
Когда у вас появляется такое описание, которым вы довольны, начинайте испытывать его в общении с людьми. Смотрите на выражения их лиц. Начинают ли их лица светиться? Возникает ли у них любопытство?
Когда у вас получится то, что нужно, вы сами это поймете. И тогда используйте эту фразу годами - снова и снова.
Hillbilly Flamenco
Два слова, описывающие вашу музыку, способны изменить всю вашу карьеру. Дэвид Федер со своей группой Salagua-Azul всегда хотел участвовать в больших музыкальных фестивалях. Они выступали в течение многих лет и делали это хорошо, но организаторы музыкальных фестивалей упорно игнорировали их.
На одном из их концертов пьяный поклонник сказал в промежутке между песнями: "Знаете что? Вы играете Hillbilly Flamenco". Толпа засмеялась, и музыканты тоже. Они шутили на эту тему в течение всего концерта и по дороге домой.
На следующий день они поймали себя на том, что все еще помнят это словосочетание - "hillbilly flamenco". Смешное словосочетание, но оно точно описывает их музыку. Толпе оно понравилось. Они решили чаще его использовать. Каждый раз, когда приходилось говорить людям о музыке, которую они играют, они говорили: "Если вас интересует, что это за музыка, то это Hillbilly Flamenco". И в завершение концертов они говорили зрителям: "Если ваши друзья спросят вас какую музыку вы слушали сегодня, то что вы им скажете?", и толпа отвечала: "HILLBILLY FLAMENCO".
И, верите вы или нет... но это сработало! Люди начали рассказывать своим друзьям об этой группе, потому что ее было легко (и прикольно) описать.
А потом, однажды они общались с одним из тех организаторов, занимающихся проведением крупных фестивалей, и сказали ему: "Эта музыка отлично подойдет для ваших фестивалей. Ведь это hillbilly flamenco". Организатор засмеялся и ответил: "Хорошо. Я должен это услышать".
Теперь Дэвид Федер играет со своими музыкантами на тех фестивалях, о которых они всегда мечтали. Он сказал, что его карьера кардинально изменилась в тот день, когда они начали использовать эти два слова для описания своей музыки.
Дайте людям повод для интереса
Как мы уже говорили, на вопрос потенциального слушателя "Что это за музыка", большинство музыкантов отвечают: "Мы ни на кого не похожи". И когда человек просит музыкантов дать описание их музыки, они часто отвечают: "Ее невозможно описать. Просто послушайте". Это ошибка ленивых, глупых, невнимательных музыкантов.
Посмотрите на эту ситуацию со стороны. Представьте, что к вам подходит незнакомый человек и протягивает вам свою визитку, на которой написано: "президент ООО Такой-то Компании". Вы спрашиваете: "А чем занимается ваша компания?" - и человек вам отвечает: "О, я не знаю. Это ни на что не похоже. Я не могу описать эту компанию. Просто приходите и узнайте сами. Мы находимся в двадцати минутах езды от вас, и мы будем работать там в четверг с 23.00 до полуночи".
Вы потратили бы в четверг свой вечер на то, чтобы выяснить, чем занимается эта компания, президент которой не удосужился даже объяснить, ЗАЧЕМ вам нужно туда ехать? Нет!
Вы должны убедить людей! Пробудите их любопытство. Опишите свою реальную деятельность так, чтобы она вызвала интерес. Переключите их внимание на свою музыку. Сделайте так, чтобы они услышали вашу музыку, попробовали её, увидели её, захотели её.
Любой, кто спрашивает вас, какую музыку вы играете, дает вам шанс произвести на него впечатление. Воспользуйтесь этой возможностью.
Тра-ля-ля... как говорить НЕЛЬЗЯ
В CD Baby мы просим каждого музыканта предоставить нам описание своей музыки в одном предложении. Вы бы удивились, если бы знали, сколько артистов говорят: "мы ни на кого не похожи. Мы - восходящие суперзвезды Третьего Тысячелетия. Не сомневайтесь, вам понравится наша группа".
Представьте, как тот самый бизнесмен сказал бы вам о своей компании: "Наша компания - это высококлассное предприятие, состоящее из девяти человек. Мы верим в работу, качество и надежность. Не сомневайтесь, вам понравится наш бизнес".
Вы вспомнили бы через минуту общения с ним, в чем заключается его чертов бизнес, на который вам абсолютно наплевать?
Нет. Он потерял вас.
Подумайте, сколько людей вы теряете, описывая свою музыку скучным и стандартным способом.
Сочиняя описание своей деятельности, музыканты часто пишут: "участники нашей группы выросли в Твери, и познакомились, когда учились в школе. После того, как наш первый басист уехал в Москву в поисках новой работы, мы нашли ему замену - серьезного человека, который стал играть на басу вместо него, и он играет в нашей группе по сей день. Мы периодически выступаем в местных клубах".
Представьте, как компьютерная фирма пишет о себе следущее: "Вице-президент нашего финансового отдела родился в Тамбове. Секретаря мы нашли себе через агентство по трудостройству. После того, как наш первый директор по маркетингу уехал в Москву в поисках новой работы, мы нашли ему замену - серьезного человека, который работает в нашей фирме по сей день".
ПОЧЕМУ МНЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ЭТО ИНТЕРЕСНО?
Отвлекитесь от собственной персоны и опишите свою деятельность так, чтобы это было интересно читать хоть кому-нибудь кроме вас самих.
Думайте, как обычный человек, как поэт, но не как музыкант
Описывая свою музыку, ПОСТАРАЙТЕСЬ думать не как музыкант. Не говорите "Оригинальное гармоническое построение и небанальные аранжировки. Динамичная ритм-секция и самосозерцательная лирика". Обычные люди понятия не имеют, что всё это значит. Это музыкальный сленг.
Подумайте, что сказал бы обычный офисный работник о вашей музыке своему другу: "Занятно! Мне у них песня одна нравится, там в начале ребенок кричит. Так трогательно! А еще та, в которой сексуальные вздохи. Клевое видео!".
Подумайте, как бы рассказал о вашей музыке подросток своему другу на улице: "Они похожи на Busta Rhymes, но они, кажется, с Марса или что-то типа того. Качает. И видел бы ты картинки в буклете их диска!".
Обычные люди часто сравнивают артиста с другими, известными музыкантами. Они часто говорят об общем "впечатлении" или о каком-нибудь звуке. Обычные люди не говорят о "проницательной лирике", о "замечательных гармониях" и "музыкальности". Так говорят только музыканты.
Сыграйте свои песни нескольким немузыкантам и спросите, что они могли бы рассказать о вашей музыке своим друзьям.
Избегайте музыкальной терминологии и учитесь описывать свою музыку словами, способными включить эмоции и воображение обычных людей, и тогда вы увидите, что вашу музыку начнет понимать гораздо больше слушателей.
Ваше описание музыки должно быть возбуждающим (или трогательным, или грустным, или шокирующим), как и сама музыка.
Больше веселья, меньше серьезности
Не используйте в общении со слушателями маркетинговые термины.
Будьте эксцентричными.
Будьте обычными людьми.
Говорите так, как один обычный человек говорит с другим, таким же, как он.
Быть независимым музыкантом - значит выражаться простыми словами, быть свободным в общении.
Обычные люди лучше реагируют на забавные и эксцентричные вещи.
Или вообще ничего не говорите
У вас кончились слова? Нечего сказать нового?
Потратьте немного денег на хорошего фотографа.
Кельвин Кляйн прекрасно продемонстрировал, что нет необходимости говорить и говорить, и говорить все время. Многое можно без слов выразить в фотографиях.
Если ваши песни не ротируются в эфире каждой радиостанции страны, то вам нужно найти способы сделать так, чтобы люди узнали, что за музыку вы играете, вы должны предоставить им возможность услышать ее. В конечном счете, вам нужно заставить людей искать вашу музыку, предпринимать усилия, чтобы услышать вас.
Музыка похожа на парфюм. Чтобы люди послушали вашу музыку, вам придется постоянно убеждать их с помощью слов, привлекать их внимание с помощью фотографий.
Если же вы будете просто надеяться на то, что ваша "музыка сама скажет о себе", то большинство людей никогда не услышат вас.
Дерек Сиверс: Как привлечь внимание к своей музыке. Часть 8.
Инструменты и навыки