Звукозапись

Главная » Звукозапись »

Основы записи вокала

Автор: Лекса Мьюзик

Введение в домашнюю звукозапись

Существует мнение, что качественно записать вокал можно только в студии, и что дома качественно записать голос невозможно. Это ошибочное мнение. Как показывает практика, записать вокал дома можно гораздо лучше, чем в средней российской студии. К тому же, это требует однократного вложения денег, в отличие от студии, где вы будете платить за каждый час работы.

Некачественная запись вокала в домашних условиях получается только из-за того, что большинство музыкантов недостаточно понимают, что представляет собой процесс звукозаписи, и что действительно необходимо для ее осуществления. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что качественно записаться дома не так сложно и страшно, как кажется. Вам не потребуются ни навороченный пульт, ни мегадорогая звукоизоляция. Не стоит безоговорочно доверять тем, кто говорит, что качественно записаться дома невозможно. Если человек, говорящий это, знает десять тысяч наименований студийных аппаратов, и даже "видел" и "трогал" их все, это еще не значит, что он действительно умеет ими пользоваться. Абсолютное большинство российских студий пишут вокал настолько отвратительно, что потом с этой записью уже никто ничего не в состоянии сделать, чтобы привести ее к более-менее приемлемому качеству. Почему? Потому что качество записи, а не обработка играет решающую роль. А запись в студии получается плохой, потому что действительно профессиональных студий в России единицы. Диплом звукорежиссера в нашей стране выдается после прослушивания двухнедельных курсов по музыкальным редакторам. В хорошей студии работают несколько команд специалистов - команда по записи вокала, команда по записи барабанов, команда по записи гитар, команда по мастерингу и так далее. Но боюсь, вам не хватит денег на запись в такой студии.

Для записи вокала на компьютере потребуются вокальный микрофон, предварительный усилитель для микрофона и звуковая карта. От качества этого оборудования полностью зависит качество вашей записи и конечного результата. Невозможно добиться хорошего звучания, если качество изначальной записи плохое. Помните, что обработка вокала должна быть минимальной, иначе голос будет звучать неестественно. Следующим пунктом запомните, что чем меньше используется устройств во время записи, тем естественнее будет звучать записанный голос. Каждое устройство, даже самое дорогое, искажает оригинальный звук. Между вами - источником звука и рекордером - записывающим устройством должно быть минимум промежуточных аппаратов. Чем меньше резисторов, транзисторов и конденсаторов проходит ваш голос на пути к рекордеру, тем меньше будет искажений на записи.

Микрофон для записи вокала

Существует огромное множество микрофонов. Практически под каждый музыкальный инструмент есть несколько специально разработанных моделей микрофонов. Поскольку вы собираетесь писать вокал, мы остановимся на вокальных микрофонах. Выбирая микрофон для записи вокала в домашних условиях, нужно учитывать два основных фактора:

- Точность передачи звукового сигнала;
- Направленность.

С первым пунктом, полагаю, всё ясно - микрофон должен обладать максимальной чувствительностью и минимально искажать оригинальный звук при передаче его из источника в предусилитель. Остановимся подробнее на втором пункте - направленности микрофонов.

Все существующие микрофоны делятся на три основных типа восприятия звукового сигнала - узконаправленные, бинаправленные и всенаправленные.

  1. Узконаправленные микрофоны чувствительны к звукам, поступающим из одного, прямого направления, и значительно менее чувствительны к звукам со всех остальных сторон.
  2. Бинаправленные микрофоны хорошо принимают звук с прямого и обратного направлений, "игнорируя" остальные звуки.
  3. Всенаправленные микрофоны принимают звук одинаково хорошо со всех сторон.

Чтобы не записывались посторонние звуки и шумы, на концертах и в домашней звукозаписи используются узконаправленные вокальные микрофоны. Например, Shure SM58. Стоит этот профессиональный вокальный микрофон сравнительно недорого, и лично я не вижу смысла переплачивать деньги за более дорогую модель. Однако стоит заметить, что большая часть микрофонов Shure SM58, продающихся в музыкальных магазинах - подделки. Покупать его нужно только у дилеров Shure. К тому же, полезно прочитать статью о том, как отличить настоящий микрофон Shure SM58 от подделки (скачать архив со статьей). Также рекомендую прочитать и эту статью: Подделка под Shure SM58 - не дайте себя обмануть.

Усилитель для микрофона

Можно, конечно, записывать голос, просто подключив микрофон к специальному входу для него на звуковой карте. Но тогда вы получите, во-первых, тихую запись с высоким уровнем шума, во-вторых, звучание будет суховатым. Поэтому лучше использовать специальное устройство - усилитель для микрофона. Без него невозможно добиться живого, "студийного" звучания. Усилители для микрофонов продаются в тех же магазинах, где и микрофоны. Впрочем, может подойти любой аппарат, который имеет специальный входной разъем для микрофона (не путать с линейным входом), включая микшерный пульт, например. Или можно использовать для этой цели старый проигрыватель виниловых пластинок, как это делаю я.

Главное, на что нужно обратить внимание при выборе такого устройства:

  • Соответствие сопротивления (Ом) микрофонного входа усилителя сопротивлению (Ом) вашего микрофона;
  • Точность передачи звукового сигнала, минимум шумов.

Использовать эквалайзеры в профессиональной записи вокала неприемлемо. Если эквалайзер встроен в предусилитель, специалисты звукозаписи настоятельно рекомендуют поставить все его регуляторы в положение "максимум", либо просто отключить эквалайзер, если это возможно. Также я не рекомендую вам использовать компрессор (иногда компрессор ставится между предусилителем и рекордером), потому что при недостаточном умении пользоваться компрессорами можно с большей вероятностью испортить звук, чем улучшить его. Работа с компрессором не так проста, как кажется на первый взгляд. Это очень тонкая работа, и умение пользоваться компрессором приходит с годами. Поэтому лучше компрессируйте уже записанный вокал - так вы хотя бы сможете отменить непонравившиеся изменения, без необходимости перепевать песню.

Звуковая карта

Вы можете приобрести профессиональную звуковую карту. Стоят такие карты от 500 долларов. Но как и в случае с микрофоном, решающее значение при выборе звуковой карты имеет не её стоимость. Прежде всего ваша звуковая карта должна иметь возможность записывать и воспроизводить звук с частотой дискретизации как минимум 96000 Hz и разрядностью 24-bit. Из наиболее известных моделей такими параметрами обладают карты Creative SoundBlaster. (Сам я пользуюсь для записи голоса полупрофессиональной картой Yamaha). Мне приходилось несколько раз пользоваться картами Creative SB для записи вокала и электрогитары. Неожиданно для себя, я остался доволен результатом. Однако следует отметить, что эти карты все же имеют ряд существенных недостатков, неприемлемых для создания приличного звучания. Все эти недостатки и их причины описаны в этой статье.

Иначе говоря, если вы хотите получить качественную запись в домашних условиях, то не экономьте на звуковой карте. Купите хотя бы полупрофессиональную звуковую карту.

Запись и постобработка

Если вы не собираетесь сами сводить всю свою песню целиком, то лучше вообще не вносите никаких изменений в свою запись. Например, если вы хотите записаться дома, а сведение и мастеринг планируете делать в студии, то имейте ввиду, что студии работают только с "сырыми" исходными записями.

Помните одну простую истину – проблемы записи эффективнее всего решаются на самых ранних стадиях их возникновения. Гораздо проще, например, научиться мягко произносить "взрывные" согласные - "п", "б" и шипящие звуки, чем потом исправлять дефекты записи без ущерба для общего качества звучания.

Записанный голос должен звучать чисто и естественно. Поэтому на вокал вообще не принято накладывать много эффектов - это считается дурным тоном (если это не делается специально для создания экспрессивного эффекта). Минимальная реверберация, эквалайзер только для того, чтобы вырезать шумы на частоте 50 Hz. Если хотите добавить высоких частот, то не пользуйтесь эквалайзером. Лучше для этого использовать эксайтер (очень хороший Exciter в знаменитом пакете эффектов Hyperprism).

Если в вашей записи есть шумы, то прежде, чем удалять их системами шумопонижения, убедитесь, что эти шумы на самом деле очень значительны. Ведь любая, даже самая лучшая программа по шумопонижению или аналоговый шумоподавитель искажают звучание. Часто бывает так, что уровень шума не велик, и во время сведения его просто не слышно за другими инструментами. Шумопонижением, как и компрессорами, нужно пользоваться крайне аккуратно. Если же все-таки ваша запись очень сильно шумит, то рекомендую воспользоваться программой iZotope RX. На сегодняшний день это лучшая программа по удалению шумов.

Стоит также отметить, что для получения удовлетворительного результата записи вокала, просто необходимы такие вещи, как микрофонная стойка и экран. Экран можно купить в музыкальном магазине (стоит дорого) или сделать самостоятельно (значительно дешевле). Для самостоятельного изготовления экрана вам потребуются пяльцы для вышивания и капроновые колготки. Натягиваете колготки в пяльцах в два слоя и всё - ваш экран готов!

Мониторинг

Немногие пробовали стрелять в тире с закрытыми глазами. Однако большинство музыкантов и домашних звукоинженеров почему-то работают со звуком, не слыша его. Невозможно сделать качественное звучание, не имея качественного оборудования для прослушивания. Хорошая система мониторинга состоит из:

  • Усилителя мощности
  • Профессиональных наушников
  • Акустических систем (колонок)

И КАЖДАЯ ИЗ ЭТИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ДОЛЖНА ОЗВУЧИВАТЬ ВЕСЬ СЛЫШИМЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ УХОМ ДИАПАЗОН ЧАСТОТ - ОТ 20 Герц ДО 20000 Герц. Эту информацию можно посмотреть в документации вашего усилителя мощности, наушников, колонок. Если хотя бы одно устройство из этих трех имеет меньший диапазон звучания - откажитесь от его использования, потому что вы не сможете услышать то, что делаете. Остановимся подробнее на каждом из этих устройств.

1. Усилитель мощности

Усилитель вашего музыкального центра не подойдет. Нужен отдельный аппарат. Причем, не ресивер и не пяти\шести\семи\двадцатиканальный, а обычный стереофонический усилитель мощности (Amplifier).

Продаются такие усилители во всех магазинах, специализирующихся на продаже аудиотехники. Стоят - от 5000 рублей и выше. Обычно стоимость усилителя тем больше, чем больше его мощность. Вам для работы со звуком вполне подойдет и шестидесятиваттный.

Обратите внимание: не следует покупать усилители неизвестных производителей, а также сильнораспространенных фирм - таких, как Sony, Samsung, LG. Товары для массового потребления редко удивляют своим качеством и долговечностью. Что же касается вышеупомянутых "брендов", то я много раз лично убеждался в некачественности их продуктов такого класса. Еще одно важное примечание. Если вы решили покупать аудиооборудование фирмы Technics, остерегайтесь подделок.

2. Профессиональные наушники

Профессиональные стереонаушники бывают трех типов конструкции:

  • Закрытые
  • Открытые
  • Полуоткрытые

Вам нужны либо закрытые, либо полуоткрытые. Однако в любом случае, звучание одной и той же фонограммы в наушниках и через колонки существенно отличается, какими бы хорошими и дорогими эти устройства ни были. Поэтому для полного мониторинга вам нужны акустические системы.

3. Акустические системы (колонки)

Акустические системы должны быть, как минимум, трехполосными (высокие, средние и низкие частоты воспроизводятся отдельными динамиками), и также иметь диапазон от 20 до 20000+ Герц. К сожалению, большинство современных акустических систем способны воспроизводить куда менее широкий диапазон частот. Большинство моделей, продающихся в магазинах аудиотехники сегодня, работают в диапазоне от 40 до 16000 Герц, а то и от 70-ти до 15000. Такие акустические системы выглядят эффектно и "профессионально", однако они неприемлемы для мониторинга процесса обработки звука. Вы ведь, просто-напросто, не услышите ужасного гула на частотах ниже 40 Гц и режущего слух шипения ваших hi-hat'ов выше 16-ти килоГерц!

Покупая акустические системы, усилитель мощности и наушники, не полагайтесь на "умных" продавцов-консультантов. Современные магазины аудиотехники завалены ширпотребом и подделками, а большинство консультантов не ведают, что продают. Поэтому, если вам понравился какой-то аппарат, и вы собираетесь его купить, то прежде, чем сделать это, внимательно изучите документацию к нему, и убедитесь, что он соответствует необходимым техническим требованиям, описанным в этой статье.

На всякий случай, напомним о последовательности подключения описанного оборудования.

  1. Микрофон подключается к предусилителю в специальный вход для микрофона.
  2. Линейный выход предусилителя соединяется с линейным входом звуковой карты.
  3. Линейный выход звуковой карты подключается к усилителю мощности.
  4. Звук с усилителя мощности подается на колонки и наушники.

Лично я еще ни разу не пожалел о том, что записываюсь дома, как и мои друзья, которых я записываю иногда у себя. Главное преимущество домашней студии в том, что вы можете расслабиться, отвлечься от внешнего мира со всеми его проблемами и сконцентрироваться на песне, которую поете, прочувствовать ее прямо здесь, на месте, спеть её прямо сейчас, когда пришло вдохновение. Не это ли главное для создания настоящего вокального шоу?

Еще о звукозаписи