Еще 18 советов по сочинению песен

Автор: Кен Хилл
Перевод: Лекса Мьюзик
Перевод и публикация этой статьи произведены с письменного разрешения автора. Любое полное или частичное копирование запрещено.

Учитывая успех статьи 21 совет музыкантам, сочиняющим песни, Кен Хилл решил составить полный список советов сонграйтерам, которые помогут вам на вашем творческом пути. Как всегда, применяйте те советы, которые сочтете полезными!

22. Ищите критику!

Приятно получать комплименты от мамы, брата, друзей по поводу вашей музыки. Однако мнение близких людей всегда будет необъективным, потому что они оценивают сначала свои чувства к вам, потом вас, а после всего этого - вашу музыку. Такой тип критики не мотивирует вас на дальнейшее музыкальное развитие. Более того, лестные отзывы могут даже помешать вам совершенствоваться. Обязательно найдите людей, которые честно раскритикуют вашу музыку - таков первый совет Кена Хилла в этой статье. Критика способна привести нас к открытиям, о возможности которых мы не подозревали. А еще критика открывает перед нами двери, которые мы не хотели открыть.

Как научиться правильно воспринимать критику? Всё просто - воспринимайте критику так же, как воспринимаете эту статью. Критикующие открывают перед вами новые перспективы, и если вы научитесь внимательно, без раздражения слушать тех, кто вас критикует, то вы увидите, что эти люди дарят вам новые идеи. Отнеситесь внимательно к советам, которые дает вам критик, и если вы согласны с этими советами, используйте их.

Никогда не отвечайте слушателю на его критические замечания, что он "не понял вашу музыку". Если слушатель чего-то "не понял" - значит ваша музыка ему этого не сказала. Вы не сможете объяснять слушателям всё, что несет в себе каждая ваша песня. Музыка должна говорить сама о себе.

23. Два типа критиков

Кен Хилл обнаружил, что существуют два типа людей, критикующих музыку. Критики первого типа относятся с уважением к представлениям музыканта о том, какой должна быть его музыка, стараются прочувствовать и понять особенности вашего стиля, и отталкиваясь от этого дают вам советы и подсказки, которые впоследствии помогут вам в музыкальном самовыражении.

Критики второго типа оценивают вашу музыку основываясь только на своих собственных представлениях о музыке, без учета вашего индивидуального стиля. После замечаний этого типа критиков, ваша музыка может стать другой, но не обязательно она станет более качественной, она будет интересна другой аудитории, и не обязательно будет нравиться теперешним вашим поклонникам. Критики второго типа могут дать вам полезные советы, как и критики первого типа, но кроме этого, критики второго типа разрушают то, что делает вашу музыку уникальной. Вы можете прислушиваться к этим людям, но не ко всем их советам. Впрочем, любую критику нужно обдумывать, и если она явно необъективна или разрушительна, то не нужно воспринимать ее как руководство к действию.

24. Не стремитесь получить всеобщую любовь к вашей музыке

Во втором совете музыкантам, сочиняющим песни, мы говорили о важности четкого определения аудитории, на которую рассчитана наша музыка. Если вы сочиняете музыку для детей, то вы не должны обижаться, что металлисты не становятся вашими поклонниками, и даже посмеиваются над вашим творчеством. Точно так же редакторы MTV не пытаются заполнить большую часть эфира своего телеканала классической музыкой или песенками из детских кинофильмов. Они подбирают для эфиров ту музыку, которая с наибольшей вероятностью будет соответствовать вкусам аудитории MTV, ожиданиям зрителей конкретно этого канала.

Вот если взять, к примеру, автора этой статьи. Кен Хилл сочиняет музыку в стиле Нью Эйдж. Этот жанр не так популярен, как рэп или рок-музыка. Кен Хилл и его музыканты понимают это, поэтому они не обижаются, даже если некоторым поклонникам жанра Нью Эйдж не нравится их музыка. У каждого человека есть свои музыкальные предпочтения, даже в пределах одного жанра.

Запомните - не бывает "плохой" или "хорошей" музыки. Есть только понятие "нравится" или "не нравится" та или иная музыка тем или иным людям. Так что не расстраивайтесь, если ваша музыка нравится не всем и каждому, кто ее слышит. Нет такого стиля, который нравится всем. Весь секрет успеха вашей музыки только в том, чтобы найти тех людей, которым уже нравится музыка наподобие вашей. Найдите этих людей, представьте им свою музыку, и по их реакции уже оценивайте, насколько ваша музыка интересна. Сочиняйте музыку в том стиле, который вам нравится, и старайтесь делать так, чтобы ваша музыка была понятной вашим слушателям.

25. Чем больше денег я трачу, тем больше у меня таланта

"Если бы у меня была вон та гитара за 8000 $... о! Тогда я был бы лучшим!"

Каждый встречал такого парня. Вы знаете, о чем речь. Парень, который постоянно хочет купить самые лучшие инструменты и оборудование. Но вот он покупает ту вещь, о которой мечтал, и что же? Он сдувает с нее пылинки и показывает всем свою новую клевую игрушку. Через полгода она покрывается пылью, забытая им среди десятков других его дорогих игрушек. Зачем ему всё это нужно? Вы ведь догадываетесь! Он покупает все более и более дорогие игрушки только для того, чтобы хвастаться ими!

Запомните - иметь вещь и уметь пользоваться ей - это не одно и то же. Вы можете купить клавиатуру Casio за пятьдесят долларов или Yamaha MOTIF (клавиатура за 2000 $)? Давайте серьезно... Если ваша песня не будет интересно звучать на Casio за пятьдесят долларов, то, скорее всего, она никому не понравится и на Мотиве. Деньги не заменят талант. Конечно же, если у вас есть деньги, и вы готовы потратить их на дорогой инструмент, то покупайте его, если считаете, что он вам нужен. Главное - пользуйтесь этим инструментом для создания музыки. Хватит листать музыкальные каталоги и мечтать о том, какую музыку вы бы сочинили, если бы у вас была последняя модель такого-то инструмента! Не ждите новой покупки, чтобы сочинить музыку. Сочиняйте музыку на том инструменте, который у вас есть. Станьте мастером игры на нем.

26. Учите музыке других

Уподобьтесь мастеру кунг-фу и учите других играть и сочинять музыку. Вы обнаружите, что когда вы объясняете что-то другим людям, вы сами учитесь у них! Обучая другого человека, вы будете объяснять вещи, которые вы считаете элементарными, но, кроме этого, вы обнаружите у себя способность с легкостью делать вещи, которые вам всегда казались очень сложными. Автор советует каждому музыканту попробовать себя в качестве учителя. Многие преподаватели согласятся с автором - человек учится почти все время, пока преподает. Хотите развить свое мастерство? Помогите развить его другим людям. И вы еще удивитесь, скольким вещам вы способны научиться у самих себя.

27. Промедление смерти подобно...

Промедление - чрезвычайно вредная привычка, заставляющая нас откладывать наши дела на потом. Хорошо, если это "потом" наступает, и у нас еще есть возможность сделать задуманное. Но часто бывает так, что время уходит, и становится уже слишком поздно. И тогда мы думаем "какого черта мы не сделали это тогда, сразу?!". Не откладывайте с музыкой. Если вы расслабляетесь слишком часто и слишком подолгу, то вы теряете навыки, наработанные вами за все время вашего нелегкого обучения. Научиться сложно, а вот утратить навык - очень легко. Занимайтесь музыкой каждый день, пусть даже по несколько минут. Нет совершенных музыкантов, любая техника нуждается в тренировке и развитии. Благодаря практике вы совершенствуете свои умения и развиваете свои способности. Многие из нас считают каких-то музыкантов идеальными, и мы думаем, что этим мастерам уже нечему учиться. Однако они, эти самые мастера, знают о своих недостатках и постоянно совершенствуют свою технику.

Итак, что это вы тут расселись?! А ну-ка берите свой инструмент и начинайте работать!

28. Музыкальное наводнение (Первый совет начинающим музыкантам)

Посвятим два совета тем, кто только начинает сочинять песни.
В свое время, автор этой статьи обнаружил, что многие начинающие музыканты совершают две ошибки. Первая из них - слишком большое количество идей в одной песне. Начинаешь слушать такую песню, и мозг просто разрывается от количества партий, мелодий, звуков, последовательностей аккордов, ритмических рисунков, изменений темпа... И всё это в течение одного произведения! При прослушивании такого, хочется кричать от ужаса и бежать прочь от этих звуков, которые, подобно кошмарному вулкану, извергаются из наушников, словно хотят уничтожить землю и поглотить всё живое... Складывается впечатление, что эти люди копят свои музыкальные идеи десятилетиями, а потом, решив сочинить песню, вставляют все эти идеи в одно трехминутное произведение. В итоге получается не музыка, а наводнение музыкальных идей.

Лучшие песни, что автору этой статьи доводилось слышать, имеют понятную структуру и содержат в себе лишь несколько идей. Если у вас возникла музыкальная идея, дайте ей время и место для того, чтобы она смогла развиться в течение песни. Используйте немного идей для одного произведения - это позволит вашим музыкальным идеям гармонично взаимодействовать друг с другом, что и создает, в конечном счете, приятную музыку. Пожалуйста, не затопляйте свои песни слишком большим количеством музыкальных идей! Сохраняйте в своей музыке простоту.

29. Искусство хитрости ниндзя (Второй совет начинающим музыкантам)

Вторым главным недостатком начинающих музыкантов является неумение подавать свои идеи должным образом, доносить их до слушателя. В предыдущем совете мы говорили о гармоничном переплетении идей в песне. Сейчас мы говорим о том, что блестящие музыкальные идеи должны интриговать слушателя и развиваться, разворачиваться постепенно по ходу произведения. Следует избегать помещения кульминации в самое начало песни.

Всегда ли плохо, когда кульминация песни вставляется в первые секунды звучания произведения? Конечно же, не всегда! Это музыка, и все правила здесь относительны. Однако в большинстве случаев не мешало бы добавить в песню немного подготовительных элементов. Разве вы станете смотреть фильм, если в течение первых пяти минут просмотра вам покажут основные сцены этого фильма и его концовку? Музыка и кино имеют много общего. В кино нас интригует сюжет, постепенно раскрывается основной замысел, нарастает напряжение и в итоге наступает кульминация. В музыке то же самое. Если вы научитесь строить свою песню так, чтобы она привлекала внимание слушателя, создавала предвкушение кульминации, то слушатель последует за ходом вашей музыкальной мысли. Дайте слушателю то, что он хочет, но прежде - подразните его.

Конечно, вы можете отдать слушателям кульминацию сразу, но захотят ли они слушать вашу песню до конца, зная, что самое вкусное они уже получили? Искусство хитрости ниндзя, применительно к музыке, заключается в умении особым образом начинать, развивать и заканчивать музыкальное произведение. Иногда это быстрый и стремительный удар, иногда - ненавязчивое присутствие, которое не выходит на передний план, а иногда - медленное, постепенно нарастающее движение, которое в итоге разрешается взрывом. Вам решать, какую из этих тактик использовать.

30. Возвращение живых мертвецов

За годы занятий музыкой автор этой статьи уяснил, что никогда, ни при каких условиях нельзя удалять свои песни. Особенно незаконченные идеи, которые так и не стали полноценными произведениями! Несмотря на то, что незаконченные песни, как правило, создают у музыканта неуверенность в своих силах, никто не знает, когда и где эти музыкальные идеи могут пригодиться. Помните главное - вы сохраняете идею, а не набор нот. Кто знает? Вдруг через год вы пробежитесь по своему сочиненному когда-то риффу и вас осенит, что если сделать пару изменений, то эта партия удачно подойдет к вашей новой песне. Кроме того, спустя время, когда ваши композиторские навыки улучшатся, у вас может возникнуть идея продолжения когда-то начатой и недосочиненной песни. Не удаляйте старые песни. Даже если вы уверены, что эти песни - полный бред. В крайнем случае, когда вы станете известными, вы представите эту музыку своим фанатам, чтобы показать, с чего вы начинали.

31. Будьте уверенными и скромными одновременно

Ничто не сравнится с радостью нового крупного достижения! Мы постоянно сочиняем новые песни, учим других людей музыке, к нашим советам начинают прислушиваться другие музыканты. Всё это вселяет в нас уверенность в своих силах и в том, что наше музыкальное видение верное. Конечно, это хорошо. Но это не повод для веселья. Почему? Потому что в этот момент в каждом из нас начинает раздуваться одна вещь, название которой состоит из трех букв... Догадались? Эго. Каждый раз, когда мы добиваемся чего-то значительного и радуемся по этому поводу, наше Эго растет быстрее, чем цены на бензин. Эго разрушает нашу личность, а с ней - и нашу музыкальность. Принимать к сведению свои успехи можно и нужно. Но нельзя зацикливаться на этом. Поэтому убедитесь, что у вас есть иголочка на случай, когда раздуется мыльный пузырь вашего самомнения.

Это проблема многих музыкантов - чем более развитым становится наше мастерство, тем сложнее нам оставаться музыкантами, в лучшем смысле этого слова. Сложнее всего - слушать современную музыку. Мы, музыканты, воспринимаем музыку иначе, чем обычные слушатели. В каждой песне мы можем услышать и оценить партию каждого инструмента, технику игры - вещи, которые не слышат и о которых не задумываются простые обыватели. Мы, музыканты не можем спокойно относиться к тому, что большинство групп, которые становятся известными в последнее время, похожи друг на друга и по музыке, и по исполнению, и по звучанию. Да и вообще, у нас есть много претензий к современной музыке... СТОП! Прекратите говорить о том, насколько ужасна музыкальная индустрия. Прекратите говорить о том, насколько бездарен музыкант, которого вы слышите по радио. Прекратите говорить о том, что вы можете сочинять и играть такую музыку пачками. Перестаньте холить своё Эго. Если есть люди, которым нравится эта музыка, значит те, "бездарные" музыканты делают что-то правильно. Проанализируйте. Посмотрите, чему вы могли бы научиться у этих музыкантов.

Пустое осуждение других музыкантов даст вам только две вещи.

1) Вы потеряете возможность научиться у них, поскольку будете слышать только недостатки. Хотя у каждого музыканта есть, как минимум, одна вполне приличная песня.

2) Каждый раз, когда вы осуждаете другого музыканта, вы подпитываете свою привычку осуждать, а значит в дальнейшем с большей вероятностью вы будете это делать снова. В конечном счете это превратит вас в унылого зануду, с которым мало, кто захочет общаться.

Если вы музыкант, то вы должны сочинять музыку, потому что вам нравится это делать. Так прекратите сравнивать других людей. Учитесь у других музыкантов, добейтесь такого же успеха, и не позволяйте своему Эго помешать вам на этом пути.

32. Ценность усилий

Я хочу сочинить альбом! Надо торопиться! Я должен сделать это за три недели!

Замечательно! Это здорово, что вы хотите сделать альбом. Есть лишь один вопрос: в чем вы заинтересованы больше - в том, чтобы у вас был свой компакт-диск или в сочинении музыки? Первое, что хотелось бы отметить - вам нужно научиться двигаться маленькими шагами каждый раз, когда вы ставите перед собой серьезную цель. Не нужно пытаться перепрыгнуть лестничный марш, поднимаясь вверх - скорее всего, вы разобьетесь! Если вы хотите сделать альбом за три недели, то говорит ли это о вашей любви к музыке и процессу её сочинения или о том, что запись собственного диска - просто каприз для вас? Не торопитесь. Просто постоянно двигайтесь вперед, и тогда вы обязательно достигнете своей цели, какой бы сложной она ни была. Если вы хотите добиться существенного успеха, и записать качественный альбом, то вам придется потратить время на сочинение и оценку проделанной работы.

Кто получит более ценный опыт - человек, который пролетит над вершиной горы и прокричит, глядя на нее в иллюминатор самолета "Ух, какая красотища!!!" или альпинист, покоривший эту вершину своими огромными усилиями? В процессе подъема к вершине, альпинист насладится такими пейзажами, которые невозможно разглядеть, находясь на борту самолета. Достигнув вершины, альпинист проникнется уважением к этой горе, его навыки разовьются, появятся новые умения, которые он сможет применить, когда будет совершать восхождения на другие вершины в дальнейшем. А что насчет пассажира самолета? Он получит кратковременное удовольствие, увидев мельком эту вершину, и вряд ли когда-нибудь сможет понять и почувствовать то, что понял и почувствовал альпинист. Мы получаем то, что вкладываем.

33. Сотрудничество - это здорово!

Зашли в творческий тупик? Не знаете, что делать дальше? Попробуйте поработать вместе с другими музыкантами. Интернет - хорошее средство для того, чтобы познакомиться с интересными людьми. Очевидно, самый большой плюс сотрудничества - это возможность познакомиться ближе с другими музыкальными стилями, из которых вы неожиданно для себя можете почерпнуть кое-что новое для своей музыки. Сотрудничество с другими музыкантами - хороший инструмент обучения и самосовершенствования.

34. Заведите себе друзей-музыкантов в Сети

Побродите по музыкальным сайтам, послушайте музыку, которую играют другие музыканты. Найдите то, что вам действительно близко (не обязательно ваш стиль), и напишите письмо автору песни, которая вам понравилась. Нет, не надо писать "Привет, не хочешь ли ты быть моим другом...". Напишите что-то вроде "Привет, мне очень понравилась твоя музыка! Особенно такая-то и такая-то песни, такие-то партии в них". Наличие единомышленников дает много преимуществ. Так легче найти будущих соавторов, и, к тому же, прослушивание большого количества музыки может вдохновить вас на новые музыкальные идеи. В процессе общения с другими музыкантами вы сможете узнать подробнее о новых музыкальных инструментах и наиболее популярных стилях. Вы сможете обмениваться опытом и учиться на ошибках других музыкантов.

Таким образом, ваши онлайн-друзья смогут расширить ваши возможности в плане сочинения песен, и повлиять на ваш успех, как музыканта, в целом.

35. Чрезмерная придирчивость к своей музыке убивает всю радость творчества

Вы - музыкант. Вы понимаете, насколько сложна музыка. Вы - мастер в своей области музыки. У большинства людей нет ни малейшего представления о том, что и как вы делаете, когда сочиняете музыкальное произведение. Подумайте об этом, когда вас беспокоит, к примеру, "какое велосити должно быть у второй ноты в третьем такте - 79 или 84".

Попробуем объяснить это другими словами. Большинство людей не слышали. Большинство людей не слышат. Большинство людей никогда не услышат разницы... Некоторые люди услышат. Вы услышите! Возможно, эту разницу услышат музыканты вашей группы. Делая какие-нибудь изменения и доработки в своей новой песне, вы должны быть уверены, что эти доработки явно делают вашу песню лучше. Не надо до бесконечности ковыряться в своей песне и отдраивать каждую ноту, пытаясь довести эту песню до совершенства. Вы можете потратить несколько месяцев на одну свою песню. Большинство ваших слушателей не заметят разницы между велосити 79 и 84. Слушая музыку, большинство людей обращают внимание только на яркие, драматические моменты. Помните об этом.

Сложный вопрос: "Достаточно ли хорошо звучит моя музыка?". Если вы обнаруживаете, что в песне есть какие-то недостатки, которые замечают посторонние люди, когда слышат эту песню, то сделайте необходимые изменения. Если же недостатки замечаете только вы - оставьте всё, как есть. В меру своих возможностей, делайте существенные изменения к лучшему и не зацикливайтесь на мелочах. Большинство людей не услышат мелких изменений.

36. Зомби вернулись...

Бывают песни, которые звучат заунывно, да еще и тянутся по десять минут. Такое произведение напоминает зомби, который еле волочит ноги, пытаясь взобраться на холм. Зомби бесцельно болтается вокруг холма и стонет. Долгое и скучное зрелище. Не позволяйте своей музыке становиться похожей на этого зомби. Ну а если у вас получилось написать такую песню, в которой напрочь отсутствуют признаки жизни, то не тратьте свои силы на её "воскрешение". Сохраните свою работу, найдите в ней интересные моменты и подумайте, в какую вашу песню можно было бы включить их. Так ваша идея получит возможность жить в светлом мире, вместо того, чтобы шататься в мрачном мире теней.

37. Не лгите своему слушателю (похоже на мыльную оперу)

"Ты солгала мне! Это не мой ребенок". Фактически, музыка - ваш ребенок. Этот совет прост - не обманывайте своих слушателей. Если вы позиционируете себя как хард-рокера, и поклонники этого стиля готовы купить ваш диск, то ваш альбом не должен состоять на треть из кантри, на треть из поп-музыки и на оставшуюся третью часть - из песен в стиле хард-рок. Представляйтесь аудитории тем, кто вы есть на самом деле. Также не следует заполнять свой диск явно посредственными песнями, только ради того, чтобы набрать альбом. Не пытайтесь применять "хитрости", "фишечки" и "уловки", лишь бы заставить людей слушать вашу музыку. Разного рода сомнительные "приемы раскрутки" могут сработать, но последствия будут неприятными.

Что, если бы Стивен Кинг написал любовный роман, и замаскировал его под ужасы, назвав свою книгу "Черная королева, сеющая смерть"? Поклонники его творчества купят эту книгу, начнут ее читать, и обнаружив там историю любви между пациентом и медсестрой, читатели почувствуют себя обманутыми. Покупая книгу, они ожидали встречу с ужасной королевой, готовящей своим несчастным жертвам страшную смерть... Можно понять негодование читателей!

Конечно, вы вправе сочинять и играть ту музыку, которая вам нравится. Но если вы хотите продавать свою музыку, то вы обязаны ясно и понятно объяснить потенциальным покупателям, что они получат, приобретя ваш компакт-диск. Стивен Кинг мог бы написать любовный роман, но в этом случае он также был бы обязан адекватно позиционировать свою книгу, дав ей соответствующее название и обозначив её, как роман. Должно быть, каждый из вас хоть раз "попадал", купив диск, на котором кроме одной-единственной песни больше и слушать было нечего.

38. Найдите свою музыкально-артистическую концепцию

Что делает вашу музыку уникальной? Как ваши произведения слушаются на фоне миллионов современных песен других музыкантов? И самое главное - есть ли у вас своя мировоззренческая концепция, отражающаяся в вашем образе и в вашей музыке? Если вы - рок-музыкант, то вы должны помнить о том, что кроме вас существует множество других рок-музыкантов, и на их фоне вам как-то нужно выделиться. Мировоззренческая концепция - это дополнительная особенность, делающая вашу музыку уникальной.

Концепцию не нужно придумывать, её нужно выявить. Единственный способ сделать это - проанализировать свой стиль, свои способности, и понять, что делает вас артистом. Концепцию нельзя донести до зрителя путем объяснений. Концепция - это определенная система образов, пронизывающая всю деятельность музыканта.

Что дает музыканту наличие мировоззренческой концепции? Она позволяет артисту встраивать его личностную уникальность в его музыку. Определив свою концепцию, музыкант знает свои сильные и слабые стороны. И значит, он может использовать и свои достоинства, и недостатки, как эффективные инструменты для развития своей музыкальной карьеры. Определив свою артистическую концепцию, вы будете точно знать, к чему вы стремитесь и что вам нужно сделать, чтобы достичь своей цели. Если вы еще не определили свою концепцию, не расстраивайтесь. Продолжайте сочинять музыку и анализировать себя, как музыканта. Придет время, когда вы сможете выявить свою концепцию.

Поможет ли концепция вырасти нам в музыкальном смысле? Несомненно. В вашу музыку добавится ваша уникальность, и ваши песни будут ассоциироваться у слушателей с вашим именем и вашим образом.

39. Когда чипсы кончаются, возьмите немного мороженого...

Последний совет этой статьи! Отдохните! У вас впереди еще целая жизнь, чтобы определить свою цель и достичь ее. Просто делайте это шаг за шагом и регулярно, но не переусердствуйте. Наслаждайтесь жизнью! Покатайтесь на велосипеде! Прогуляйтесь! Выйдите из своей комнаты и поплачьте вслух! Вы - музыкант, и вы должны выражать моменты реальной жизни в своей музыке. Так что сходите куда-нибудь, получите впечатления, и напишите о них.

Удачи вам в музыкальном творчестве!

Об авторе. Кен Хилл - композитор. Он начал учиться композиции и игре на гитаре в 1994 году, в возрасте 16 лет. Вдохновленный творчеством Nine Inch Nails и Final Fantasy, Кен смешивал тяжелую электронику, мощные гитарные риффы и мягкие оркестровые мелодии. В 2002-м году один из его альбомов в стиле New Age был удостоен нескольких престижных Интернет-наград. Сегодня Кен занимается своим проектом Soulwire, который объединяет все его прежние наработки и мягкую, медленную электронику с философскими размышлениями о жизни.
Еще о сочинении музыки